"Сейчас "Нефтегаз" выполняет социальную функцию и в значительной мере доплачивает разницу между ценой российского газа 400 долларов и 100 долларов для населения. Если придет частник, он не будет из своих прибылей дотировать цену на газ", - заявил 29 апреля в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин.

Напомним, 26 апреля Кабинет министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде Украины законопроект, который предусматривает снятие запрета на приватизацию, сдачу в аренду, концессию а также другие формы собственности активов украинской ГТС, а также дочерних компаний НАК "Нафтогаз-Украина" и других предприятий созданных в результате возможной реорганизации "Нафтогаза". Помимо этого вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко в интервью изданию "Зеркало недели" заявил, что правительство действительно готовит приватизацию НАК "Нафтогаз", и, по мнению Кабмина, средства, вырученные от возможной приватизации помогут расплатиться с кредитами. "Решение будет принимать правительство, пока же мы готовим законодательную базу. Но приватизация - это то, что рекомендуют наши консультанты из Ernst&Young. Поскольку приватизация повысит прозрачность холдинга и позволит часть денег от приватизации направить на погашение западных кредитов", - отметил Юрий Бойко.

Между тем, эксперт отметил, что, несмотря на все возможные трудности, приватизация украинской ГТС действительно может быть выходом из нынешнего кризисного состояния энергетической отрасли. Кроме того, по мнению Владимира Сапрыкина, здесь Украине следует ориентироваться на белорусский опыт.

"Можно приватизировать любую отрасль. Это полезно с той точки зрения, что государство плохой собственник. Сейчас в украинской прессе много ссылок на белорусский сценарий, что белорусскую ГТС отдали за так России. Это не так. Белорусский сценарий может служить примером для Украины. Сначала было продано 50 % за 2,5 миллиарда долларов. Потом остальная часть также за 2,5 миллиарда. Цена была достаточно высокая, адекватная стоимости белорусской трубы. Что будет на Украине, пока непонятно. Законопроект дает возможность и аренды, и приватизации. Непонятно, что хочет правительство. Все познается в деталях. Можно провести приватизацию, можно аренду, но необходимо все-таки контроль за ГТС оставить государству. Ввести "золотую" акцию или оставить контрольный пакет за государством. Каким образом будет проводиться приватизация - именно в этом заключается вопрос. Возвращаясь к консорциуму, безусловно, было бы хорошо присутствие в консорциуме как западных компаний, так и "Газпрома", чтобы сохранялась цепочка добыча-транспортировка-покупка", - отметил Владимир Сапрыкин.

Кроме того, эксперт заявил, что существует угроза фактического дробления ГТС на отдельные части, которые будут сосредоточены в руках различных бизнес-групп. Нейтрализовать подобные угрозы можно проведя наряду с приватизацией и серьезное реформирование отрасли. "Существует сценарий растягивания частей ГТС украинскими бизнесменами. Такая опасность существует. Таким образом, нужно очень осторожно действовать. Нужна комплексная программа реформирования нефтегазовой промышленности. Просто приватизация тут не поможет", - считает Владимир Сапрыкин.