Легкая промышленность - фактически единственное сохранившееся со времен Советского союза производственное звено в Киргизии, которое в настоящий момент не только работает, но и способно приносить прибыль. В этом смысле "швейники", представляющие собой 150 тысячную корпорацию - для экономики страны довольно уникальное явление, которое уже становится поводом к манипуляциям в политическом поле. Дело в том, что продукция легкой промышленности республики традиционно двигается в сторону стран Таможенного союза - а это означает, что в случае вхождения Киргизии в интеграционное объединение России, Казахстана и Белоруссии именно эта отрасль может стать локомотивом экономики в республике. Но вот что любопытно - одновременно с пониманием этого явления в республике появились программы американскими неправительственными организациями, чья информационная направленность - способствовать углублению связей Киргизии с ВТО, минуя Таможенный Союз. О том, что собой представляют эти программы, корреспондент ИА REGNUM поговорил с экономистом Русланом Шараповым.

ИА REGNUM: Какова главная идея "реформы" швейной отрасли?

Конечно, реальные цели у США в разрабатываемых USAID проектах, могут отличаться от декларируемых. Нельзя исключать, что таковыми проектами, при внешне благих целях, вполне могут скрывать и прямо противоположные им.

Думаю, что подтекст финансирования исследований и разработки руководств для облегчения экспорта производителям из Киргизии двоякий. Во первых, показать возможность развития страны без обязательного вступления Киргизии в Таможенный Союз, используя максимум преимуществ членства в ВТО с низкими пошлинами на ввоз тканей, ниток, фурнитуры и небольших издержек по рабочей силе и инфраструктуре. Во-вторых, показать, что технические регламенты Таможенного Союза весьма сложны для подавляющего большинства мелких и разрозненных производителей швейных и трикотажных изделий. Более того, почти весь киргизский легпром почти ничего сам не импортирует, предпочитая закупать ткани и фурнитуру на местных оптовых рынках, контролируемых китайцами и уйгурами из Синьцзяня, и сам не экспортирует, предпочитая отдавать товар специализированной карго-компании. Работа по упрощенной схеме налогообложения не стимулирует производителей снижать издержки, заниматься брендированием, дальнейшим продвижением своей продукции на рынках сбыта Казахстана, России и Белоруссии. Но, при всем том, разработка таких документов позволяет единицам из этих производителей быть готовым к вступлению Киргизии в ТС. Это положительный момент, на мой взгляд.

Таким образом, говоря о видении американских товарищей развития местного легпрома, можно увидеть как негативный подтекст - по сути, настроить против вступления Киргизии в Таможенный Союз целую отрасль с высоким уровнем занятости, так и позитивный - руководство для экспортеров легпрома КР позволяет систематизировать разрозненные ведомственные технические регламенты стран ТС и это может быть полезно для всех остальных стран СНГ, не входящих в Таможенный Союз. Часть производителей, серьезно настроенных на работу на данном рынке, примет правила игры. А большая часть мелких швейных цехов просто прекратит свое существование. А это не просто потеря рабочих мест и очередной виток деиндустриализации, это еще один узел социально-экономической напряженности и так в не самой стабильной стране Средней Азии.

ИА REGNUM: Главный момент - какова концепция "обхода" Таможенного союза?

В этой части, не исключено, что некие силы будут пытаться реализовать параллельно несколько вариантов: с подачи Украины попытаться размыть Таможенный союз различными статусами участников от полноценных до ассоциированных (3+1, 3+2 и т.д.). Нельзя исключать и попытку придать негативный общественный настрой в отношении участия стран в ТС, как у населения государств, намеренных войти в него, так и уже состоявшихся членов ТС.

Но позиция Москвы здесь пока непоколебима: или вы входите полноценными странами-членами в ТС или вообще не входите в него. Хотя не исключена определенная гибкость через механизм льгот, преференций временного характера и так далее. Кстати, апрельский визит (премьер-министра) Жанторо Сатыбалдиева в РФ тому наглядный пример - некоторые упрощенные схемы поставок продукции из Киргизии в Российскую Федерацию (читай - в ТС) будут применяться уже сейчас. Вопрос вопросов остается по-прежнему животрепещущим - а не погубит ли Таможенный Союз принятие Киргизии со всеми "тараканами"?

Кстати, возвращаясь к USAID, хочу отметить, что и ранее они финансировали ряд исследований по возможным последствиям вступления Киргизии в ТС, в частности, через уже закрытый проект RTLC (Regional Trade Liberalization & Customs Project, www.rtlc.net). Возможно, что одновременно с распространением сомнений по поводу вступления Киргизии в ТС налицо определенное "подталкивание" к вступлению, как это ни парадоксально. Потому что, по большому счету, конечных бенефициаров устраивают оба варианта - отказ де-факто от вступления Киргизии при одновременной интеграционной риторике, так и ускоренное вступление с кучей рисков слабого администрирования вопросов импорта в Киргизию, высоком уровне коррупции, а также "выбитых" из России преференций и льгот для "бедных киргизов", что вызовет всплеск недовольства среди казахстанских и белорусских элит, а также усилит позиции "особой" роли Украины в Таможенном Союзе. Так что это необходимо обязательно учесть при выборе алгоритма и скорости вступления Киргизии в ТС.

ИА REGNUM: Как будут решаться вопросы импорта и экспорта?

С импортом тканей, ниток, фурнитуры и экспортом готовой швейной и трикотажной продукции, КР было ранее указано, складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, весь импорт сырья для легпрома контролируется китайской стороной (большей частью) и местный легпром почти ничего сам не закупает за границей, хотя и громко заявляет свои опасения банкротства отрасли из-за подорожания тканей, ниток, фурнитуры при вступлении в Таможенный Союз. Как можно говорить о том или ином подорожании, если местный бизнес не контролирует цепочку стоимости? С другой стороны, практически ни один из производителей киргизского легпрома не имеет своих фирменных магазинов в странах Таможенного Союза, несмотря на 17 представительств киргизской ассоциации "Легпром" в России. Весь груз завозится на территорию ТС практически в других товарных группах, нежели чем как собственно одежда. А это позволяет по-своему использовать канал поставки так называемой киргизской одежды для поставки де-факто контрабанды из Китая. Опять же, недостаточный контроль за процессом изменения товарной сущности, то есть страны происхождения конечной продукции. Это связано с существенным преобразованием изначального сырья и полуфабрикатов, иначе, в случае недостаточной переработки, это можно считать банальным реэкспортом. А вот в этом плане исследований никто и не проводил. Хотя такие цифры должны быть очень интересны для таможенников ТС и прямых конкурентов - легкой промышленности стран ТС, угрозой для которых являются производители из Китая, Пакистана, Бангладеш и стран ЮВА.

ИА REGNUM: Приемлем ли для Киргизии такой вариант? На ваш взгляд, какая все-таки должна быть ориентация у швейного рынка Киргизии?

Ориентация у швейного рынка Киргизии, ввиду его малой емкости и низкой платежеспособности, сложилась объективно и исторически, когда для киргизских предприятий легкой промышленности основными рынками сбыта стали внешние: Казахстан и Россия. С одной стороны, все это замечательно, а с другой - нельзя без глубокого анализа контрабандной составляющей в экспорте продукции киргизского легпрома делать опрометчивые шаги по гарантиям существования в льготном режиме на неопределенный срок.

Поэтому надо исходить из необходимости масштабной реорганизации легпрома Киргизии, исходя из рынка стран ТС в целом. Это потребует самого главного - реанимации производства собственных хлопчатобумажных и шерстяных тканей, укрупнения наиболее конкурентоспособных швейных и текстильных предприятий страны, что более важно и значимо для кооперации и специализации Киргизии в Едином Экономическом Пространстве, нежели чем" танцы с бубном" вокруг полу-контрабандной отрасли отдельно взятой страны с непонятными перспективами в случае ее вхождения в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство. А под исследования возможных сценариев как раз бы пришлись ко двору российские гранты из инструментария "мягкой силы"

Справка ИА REGNUM:

Швейная отрасль Киргизии представлена большим количеством мелких предприятий, в которых оценочно работает до 150 тыс.человек.

Крупные предприятия, оставшиеся со времен СССР канули в лету, на базе отдельных из них создались по несколько предприятий меньшего размера, которые арендуют их площади. Отдельно высокая концентрация швейных цехов создалась на крупных оптовых рынках, это также произошло по объективным причинам: сюда импортировались ткани и комплектующие, а спрос был стабилен на готовые изделия. Швейная отрасль Киргизии - одна из немногих, которая фактически самостоятельно создалась и выжила в условиях тотального разрушения промышленности и сельского хозяйства республики, реформ, проведенных в 1990-ые годы под эгидой международных финансовых институтов - МВФ, ВБ и других. Тогда по программе PESAC шло целенаправленное закрытие предприятий, являвшихся звеньями вертикальных интегрированных цепочек, как в самой Киргизии, так и в целом в СССР: распускались коллективные сельские хозяйства, выпускавшие хлопок и шерсть, массово распродавалось и вырезалось поголовье скота, сокращались посевные площади, что приводило к остановке предприятий по выпуску тканей, и далее собственно, швейных фабрик.

В настоящее время в Киргизии сохранилась в основном лишь последнее звено легкой промышленности: непосредственное производство швейных и трикотажных изделий, из преимущественно импортных тканей, нитей, фурнитуры и прочего.

Статданные производства и экспорта легпрома Киргизии в ТС: в 2010 г.-138,2 млн.долларов США, (экспорт - 125 млн.долларов США, или 90% от общего производства);

в 2011 г. - 156,6 млн.долларов США (экспорт 142 млн.долларов США, 90%);

в 2012 г. - 195,2 млн.долларов США (156 млн.долларов США или 80% - экспорт).