Политический паралич и долг в 2 триллиона евро: Италия - главная угроза стабильности в еврозоне
Москва, 31 марта, 2013, 00:16 — ИА Регнум. Кризис на Кипре в минувшие две недели затмил собой все политические события в Европе. Между тем, прошел уже месяц после внеочередных парламентских выборов 24-25 февраля 2013 года, а новое правительство в Италии все еще не сформировано. 27 марта стало ясно, что фавориту выборов социалисту Пьеру-Луиджи Берсани (Демократическая партия - PD) не удается сформировать ни правительства левого центра, ни правительства какой-либо коалиции. В чем дело? Ведь лукавый лидер партии "Народ свободы" (PdL) Берлускони на следующий день после выборов выразил желание "поучаствовать" в правительственной коалиции. На прошлой неделе он вновь повторил свое предложение. Ответом ему вновь стал прямой отказ. Идти на коалицию с Берлускони итальянские демократы, в своем большинстве в руководстве, как и Берсани, бывшие еврокоммунисты, никак не могли. Стойкое предубеждение против допуска во власть Берлускони наличествует, как в Берлине, так и Брюсселе.
Что касается реал-политик, то PdL за поддержку левоцентристского правительства Берсани потребовало для своего кандидата пост президента. А что если этот пост предназначался для Берлускони?
Берсани пытался сформировать правительство после того, как президент Джорджо Наполитано поручил ему сделать это 22 марта. Берсани имел надежду убедить другие партии дать поддержку его правительству, предложив им программу ограниченных реформ. Он предлагал снижение налогов и субсидий политическим партиям, а также реформу избирательного закона, который, главным образом, и ответственен за нынешний кризис в Италии. Левоцентристская коалиция победила на выборах с минимальным перевесом, но без завоевания большинства в верхней палате итальянского парламента. Для того чтобы сформировать правительство, Берсани должен быть обязательно уверен, что он может получить вотум доверия в обеих палатах парламента. В нынешней патовой ситуации ответственность за случившееся стали возлагать на Берсани, который якобы не слишком убедительно для левоцентристской коалиции провел избирательную кампанию. "Он провел очень слабую кампанию с отсутствием идей и предложений, основанную только на пустых метафорах" - таково типичное замечание критиков Берсани. И потом, Берсани сразу же исключил возможность сотрудничества с экс-премьером Сильвио Берлускони. Однако внутри его партии PD есть деятели, которые полагают, что лучше союз с врагом у власти, чем возвращение вновь на избирательные участки. В сложившейся ситуации неудачи формирования правительства левоцентристам грозит утрата лидера.
В среду 27 марта лидер движения "Пять звезд" (M5S) Беппе Грилло объявил, что он не будет помогать Берсани формировать коалицию. Объявившее себя врагом прежней политической культуры, системы и элиты, движение "Пять звезд" Грилло на прошедших выборах взяло голос каждого четвертого итальянского избирателя. Эта партия стала ведущей по численности своих депутатов в нижней палате итальянского парламента. "Пять звезд" требуют уменьшить жалование законодателей, которое составляет около €200 тыс. в год. M5S призывает к проведению референдума о членстве Италии в еврозоне и предлагает для улучшения окружающей среды строительство по всей стране новых общественных парковок для велосипедов. К радикальным требованиям M5S относится отказ от выплаты государственного долга и бесплатный доступ в Интернет для всех итальянских граждан.
Берсани во время своей встречи с Грилло, транслировавшейся в прямом эфире по Интернету, констатировал: "Только безумец пожелал бы сейчас управлять Италией". По итогам своих переговоров с Берсани Грилло в своем блоге назвал его и других профессиональных политиков Италии "старыми блудниками". Это означало окончательный разрыв. Если в Италии сейчас пройдут новые выборы, то некоторые опросы показывают, что "Пять звезд" выходят на первое место. Их поддержка обеспечивается таким ресурсом, как гнев избирателей против старого политического класса.
Берсани на протяжении недели вел переговоры с профсоюзами, предпринимателями и политическими лидерами. Однако ему не удалось убедить представителей других партий войти с ним в коалицию или создать правительство меньшинства. В четверг 28 марта Берсани известил президента, что ему не удалось сформировать правительство. Глава Демократической партии выглядел усталым и удрученным, констатировали наблюдатели.
Сложность политической ситуации в Италии добавляет то, что президентский мандат Наполитано заканчивается 15 мая 2013 года. Президенту Наполитано в июне 2013 года исполняется 88 лет. Он - старейший действующий политик в Европе. Наполитано может попытаться повторить вариант с техническим правительством Монти, определив на роль премьера какого-нибудь технократа или просто уважаемого человека. Правда, сам Монти на эту роль больше не подходит. Он включился в политический процесс, возглавив коалицию. Однако центристская коалиция Монти на состоявшихся выборах получила только 10% голосов избирателей, что является зримым знаком отсутствия у Монти поддержки. "Это правительство не может дождаться, когда оно будет освобождено от своих обязанностей", - заметил Монти, комментируя на днях отставку своего министра иностранных дел в результате дипломатического скандала с Индией. Последний - Джулио Терци даже не проинформировал заранее о своем решении исполняющего обязанности премьера Монти. В ноябре 2011 года Монти приступал к обязанностям технического премьера с рейтингом в 70%. Спустя 500 дней у власти он его утратил, правда, завоевав уважение в Берлине, Франкфурте и Брюсселе. Впрочем, спасение Италии в конце 2011 года с его политикой экономии стоило ему политической карьеры. Не может Монти претендовать и на то, на что он целил ранее - на пост президента страны.
После 15-ти месяцев политики экономии, продвигавшейся техническим кабинетом Монти, и парламентских выборов последовал политический паралич и вакуум власти. Так, казалось, хорошо начавшийся процесс движением слева с их праймериз забуксовал, блокированный популистами Берлускони и Грилло.
Теперь внимание политических наблюдателей по Италии приковано к показателю рисков государственных ценных бумаг. Риски по 10-ти летним облигациям начали медленно расти. Однако медленный рост процента риска не означает еще падения. Риски пока ходят между отметками 4,72% и 4,90%. Критическое значение они примут, достигнув отметки 7%. Чем дольше в Италии сохраняется политический вакуум, тем уязвимей становятся на рынке ее долговые обязательства. Напомним, что национальный долг Италии составляет колоссальную величину - €2 триллиона. После состоявшихся выборов 8 марта 2013 агентство Fitch понизило долговой рейтинг Италии. Руководители бизнеса и профсоюзов на этой неделе забили тревогу по поводу удручающего состояния третьей по величине экономики еврозоны. Европейская комиссия тем временем терпеливо ждет от Италии "выполнения своих обязательств" по сокращению госдолга и снижению дефицита бюджета.
В пятницу 29 марта итальянский президент Джорджо Наполитано провел новый раунд консультаций с представителями основных политических партий страны, пытаясь найти выход из создавшегося тупика. В этот день он встретился лично с Берлускони, Грилло и Берсани. 30 марта стало известно, что президент Наполитано обратится за помощью к двум "небольшим группам", которые должны будут предложить политическую программу для разрешения кризиса. Глава государства сам выберет тех, кто войдет в эти независимые группы. Наполитано опроверг сообщения СМИ, что он собирается досрочно уйти в отставку. Таким образом, у него остается полтора месяца для разрешения политического кризиса в стране.
Итак, на настоящий момент можно констатировать полный успех (или даже триумф) политической тактики Берлускони, вернувшегося в итальянскую политику в декабре 2012 года. Сильвио Берлускони вновь продемонстрировал свое влияние на итальянскую политику так, что результаты голосования 24-25 февраля 2013 года стали "прыжком в никуда". И это благодаря тому, что в предвыборную кампанию Берлускони сделал, казалось, невозможное - сократил разрыв между своей правоцентристской коалицией и левоцентристами Берсани до одного процента. С другой стороны левоцентристов поприжал популист Беппе Грилло. Берлускони, став второй по величине силой в парламенте, сделал возможным создание политической коалиции с ним единственным способом формирования правительства Италии. "Старый блудник" Берлускони воссоздал классический пример из учебника политологии. Существуют партии А, B и C примерно с равным по третям потенциалом. Каждый из участников политической игры не хочет союза в рамках сторон треугольника A, B и C. Как тогда в этих условиях создать коалиционное правительство? Берлускони может согласиться на "технический кабинет, но только для того, чтобы поиграть с ним в "кошки мышки". Поэтому, как полагают аналитики, кто бы сейчас ни пришел к власти в Италии, вряд ли он продержится более нескольких месяцев или года.
Без достижения прогресса по формированию правительства глава государства президент Джорджо Наполитано может потребовать новых выборов в июне 2013 года. Берлускони новых выборов не боится. Вообще, избирательная кампания - это его стихия. Новых выборов желает и Беппе Грилло. Теоретики "Пяти звезд" полагают, что цель движения - создание принципиально новой политической культуры не только в Италии, но и в цивилизованном мире. В рамках этой "гражданской революции" Грилло отводится роль Робеспьера. Сейчас Грилло стремится полностью дискредитировать прежнюю систему, обессмыслив ее. Слишком значительны силы деструкции. Как свидетельствует полл влиятельного итальянского издания Corriere della Sera, 77% голосовавших за "Пять звезд" выступают против какого-либо соглашения о правительстве с традиционными партиями. О таком "партийном потенциале" революции Робеспьер не мог и мечтать в свое время. Италия становится главной угрозой стабильности в еврозоне. При этом кипрская проблема выглядит простым недоразумением перед масштабом нового политического и финансового кризиса в Европе.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM