6 марта 2013 года в Варшаве состоялся очередной саммит глав правительств стран Вышеградской группы (Польши, Венгрии, Чехии и Словакии - V4). На саммите в Варшаве присутствовали: премьер-министр Чехии Петр Нечас, премьер-министр Польши Дональд Туск, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, премьер-министр Словакии Роберт Фицо, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд. Программа саммита включала рабочий обед, встречу премьер-министров четырех стран Центральной Европы. Во второй половине дня к ним присоединились лидеры Германии и Франции. Позже участников саммита принял в Бельведере президент Польши Бронислав Коморовский.

Это первый саммит V4 в подобном составе. Встреча, таким образом, прошла по формуле V4+2. При этом последняя двойка представлена ключевыми державами Евросоюза. 6 марта 2013 года произошло соединение Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) и Веймарского треугольника (Германия, Франция и Польша). Польская Gazeta Wyborcza особо указала на прецедент участия в саммите V4 президента Франции - страны, которая именно в "польских сантехниках" видела причину всех проблем старой Европы. Прибывшие в Варшаву лидеры Франции и Германии, таким образом, в очередной раз подтвердили ключевую позицию Польши, как лидера региона Центральной Европы.

На саммите в Варшаве политики обсудили дальнейшие реформы ЕС. Меркель и Олланд представили свои идеи по укреплению экономической интеграции в Европе. Встреча в Варшаве должна продемонстрировать, что страны Центральной Европы вместе с Германией и Францией чувствуют общую ответственность за единство Европы и будущее европейской интеграции. Польский премьер в очередной раз напомнил представителям Германии и Франции, что Еврозона не должна быть закрытым клубом, и странам, еще не перешедшим на евро, следует дать право голоса в обсуждении вопроса о будущем ядра Евросоюза. Премьер-министр Туск полагает, что строительство европейского единства должно осуществляться с помощью трех инструментов: валютного и экономического союза, роста конкурентоспособности европейской экономики и укрепления европейского оборонного потенциала. Экономический союз не должен быть источником разногласий, а должен служить европейскому единству, - сказал Туск, подчеркнув, что Меркель и Олланд согласны с ним по этому вопросу. Страны Вышеградской группы, полагают ее лидеры, лучше справляются с кризисом, чем некоторые из старых членов Евросоюза из Южной Европы. Даже наиболее пострадавшая от финансовых проблем Венгрия добилась в этом году сбалансированного бюджета и улучшила свои экономические показатели.

Много времени на саммите было посвящено обсуждению вопросов оборонной политики и политики безопасности. Собственно саммит заранее и был определен, главным образом, для оборонной тематики. Он является подготовкой на региональном уровне к саммиту ЕС по углублению политики безопасности, который пройдет в Варшаве в декабре 2013 года. Вышеградская четверка (V4) - Польша, Венгрия, Чехия и Словакия собираются координировать оборонную политику вместе с Германией и Францией. Участники саммита обсудили общую "промышленную и технологическую оборонную базу". Меркель поддерживает идею совместного оборонного потенциала, в результате чего возможности отдельных европейских стран дополнят друг друга. Олланд, в свою очередь, подчеркнул, что развитие европейской оборонной политики требует разработки конкретного стратегического видения.

Саммиту предшествовала рабочая встреча министров обороны шести стран. Министры обороны V4 подписали документ о намерении создать общую т. н. "боевую группу" - по существу, бригаду быстрого реагирования. Создание "боевой группы" стран V4 было предложено два года назад. Штаб и командование боевой группы возьмут на себя поляки. Численность боевой группы составит 3 тыс. солдат. Польша планирует дать в боевую группу 1300-1600 солдат, Чехия - 800, Венгрия - 350 и Словакия 400. Чехия обеспечит группу боевой техникой и логистикой. Венгрия даст военных инженеров, Словакия - специалистов и оборудование по защите от оружия массового поражения. Готовность к полному развертыванию боевой группы будет составлять 15 дней. Формирование группы будет завершено в первый квартал 2016 года. Создание совместной боевой группы является частью региональной политики безопасности, тесно связанной с сотрудничеством на уровне ЕС и НАТО. Разговоры о создании боевой группы стран V4 идут в комитете начальников штабов с 2007 года. В боевую группу первоначально планировалось даже включить подразделение Украины. Работа над созданием "вышеградской" боевой группы явно затянулась из-за недостатка политической воли. Тем временем страны V4 каждая по отдельности включила свои подразделения в состав боевых групп с партнерами вне центрально-европейского региона. Проект создания боевой группы странами V4 получил новый импульс только в мае 2011 года.

Политики, в свою очередь, подтвердили решимость укреплять сотрудничество в области обороны. Проект модернизации вооруженных сил региона основывается на идее, что вооруженные силы становятся слишком дорогими, чтобы их финансирование могло обеспечить одно государство. Канцлер Германии подтвердила готовность взять на себя ответственность за безопасность Европы. Премьер Туск, в свою очередь, является известным сторонником создания общих европейских вооруженных сил.

Однако сотрудничество внутри Вышеградской группы имеет проблемы. Главная - существующая уже 22 года Вышеградская группа не имеет формальных структур управления и основана на консультациях представителей Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. В мае 2012 года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский призвал страны группы держаться вместе, в частности, выступать единым фронтом в переговорах по новому бюджету ЕС. Фронт был создан, но начал трещать, когда дело от обсуждения проблемы перешло в плоскость распределения денег. Чехи и венгры не скрывали своего разочарования, когда выяснилось, что поляки получат относительно больше средств из фонда сплочения. На бюджетном саммите ЕС Туск постарался не заметить этого недовольства.

Самая главная проблема: страны V4 не говорят в унисон. Поляки хотели бы углубить евроинтеграцию. Словакия вступила в Еврозону. В Чехии пышным цветом расцветает евроскептицизм. Венгрия Орбана попала в изоляцию в Европе, поэтому на саммите в Варшаве Орбан в очередной раз твердил о том, что страны Центральной и Восточной Европы должны развивать свою собственную политику, независимую от Брюсселя. Подобный подход мог бы принять Качиньский, но не Туск. Польша Туска ведет прямой диалог с четверкой лидеров Старой Европы, игнорируя "мелкоту" Вышеградской группы.

С точки зрения Польши, страны V4 демонстрируют каждая столь различный подход к любезной сердцу поляков украинской проблеме. Президент Чехии Вацлав Клаус полагал, что сотрудничество в рамках V4 "консервирует отсталость" стран региона. Скрытое опасение внутри V4 у партнеров вызывает доминирование более сильного участника - Польши. Сотрудничество в рамках V4 осложняется венгеро-словацким конфликтом и расхождениями идеологических основ правительств стран группы. Последнее обстоятельство особенно затрудняет достижение единства.

Скептически эксперты смотрят и на заявленную сейчас в Варшаве активизацию V4 сотрудничества в области политики безопасности. Главная причина - огромный и постоянно растущий разрыв в расходах на оборону и военных возможностях между Польшей и другими странами Вышеградской группы. Страны группы ранее были больше сосредоточены на развитии сотрудничества со старыми членами НАТО.

В 2009 году страны V4 создали четыре рабочие группы для обеспечения консультаций по вопросам приобретения новых вооружений, сотрудничества оборонных комплексов, гармонизации национального законодательства. Тем не менее, результатом работы этих групп стали лишь декларации общего характера. Страны V4 не смогли осуществить совместных исследовательских проектов или совместного приобретения военной техники и модернизации имеющейся на вооружении. Особенно это демонстрирует отсутствие сотрудничества стран V4 по согласованной модернизации собственных ВВС. Чехия и Венгрия пошли на лизинг шведских JAS-39 Gripen. Поляки обзавелись американскими F-16. Словаки решили довольствоваться имеющимися МиГ-29 советского производства. На новом витке отношений чехи выступили с инициативой общего заказа современных истребителей-бомбардировщиков у США. Это снизило бы закупочную цену за единицу военной техники. Сейчас неясно, чем закончится эта инициатива Праги.

Эксперты для контраста указывают на достижения стран Северного Совета по координации общей политики в сфере безопасности в рамках Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO) и отсутствие подобных результатов у V4.

В настоящее время оборонный бюджет Польши в относительном измерении более чем в два раза превышает по отдельности бюджеты своих партнеров по Вышеградской группе. Польша выделяет на военные расходы примерно 1,8-1,9% от ВВП. Другие страны Вышеградской группы тратят 0,9-1,1% ВВП. Из-за размеров страны военный бюджет Польши превышает совокупные военные бюджеты Венгрии, Чехии и Словакии. При этом, как показывают исследования, сокращение военных расходов в Чехии, Венгрии и Словакии лишь отчасти вызваны глобальным экономическим кризисом. Как оказалось, сокращение военных расходов в этих странах началось задолго до кризиса. Так, между 2005 и 2008 годами, расходы Чехии на оборону сократились на 25%, со снижением доли в ВВП с 2% до 1,4%. Сокращение военных расходов связано с политическим мировосприятием местных элит, не видящих серьезных угроз безопасности и имеющих ограниченные амбиции во внешней политике. Перспектив повернуть вспять эту тенденцию в странах V4 пока нет.

Вторым существенным фактором стала экономическая политика жесткой экономии, в результате которой серьезно пострадали инвестиции в оборонную промышленность стран V4. Доля оборонных инвестиций в общем объеме военных расходов в Чехии сократилась вдвое между 2009 и 2010 годами. И это в то время, когда Польша с 2009 года увеличила у себя аналогичную долю на 30%. В настоящее время оборонные инвестиции Польши в пять раз превышают общий объем инвестиций на оборону остальных стран V4. Разрыв оборонных потенциалов между Польшей и другими странами Вышеградской группы превратился в непреодолимую для последних пропасть. В итоге, Польша недавно запустила масштабную программу модернизации своих вооруженных сил с инвестициями в $45 млрд. к 2020 году. При этом Польша сознательно противопоставляет свои оборонные программы модернизации вооруженных сил России и ее внешней политике. Возникший дисбаланс в политике безопасности внутри V4 скорее заставит Польшу усиливать свою военную кооперацию с Германией и Северными странами, центром которых является Швеция, чем искать рычаги воздействия на партнеров по Вышеградской группе. Поэтому становится понятна оценка прошедшего Варшавского саммита польским премьером Туском: "Это прорыв, но пока на данный момент в мыслях".

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM