Наследники "Дома занимательной науки" подарили Смольному концепцию Центра-эксплуаториума
Москва, 11 февраля, 2013, 10:38 — ИА Регнум. В Санкт-Петербурге не первый год идет речь о создании Музея науки и техники. Соответствующие поручения давал и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко еще в самом начале работы на этом посту. Недавно на встрече с петербуржцами в Библиотеке им. Маяковского вопросы о музее задавали вице-губернатору города Василию Кичеджи. Он ответил, что ведутся переговоры с ОАО "Газпром" о финансировании создания музея. Концепция же разработана специалистами Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Корреспондент ИА REGNUM встретился с автором концепции - деканом естественнонаучного факультета Университета информационных технологий, механики и оптики, Сергеем Стафеевым и выяснил, что музей не будет классическим музеем истории науки и даже не современным интерактивным музеем. Это будет, как сказал Стафеев, вообще не музей - а "Центр-эксплуаториум науки и техники". Главной задачей его станет мотивация детей и молодежи к изучению наук.
Стафеев напомнил, что именно СССР был пионером в создании музеев науки и техники: еще в 1934 году на Елагином острове Яков Перельман - знаменитый популяризатор физики, математики, астрономии - организовал Павильон занимательной науки, а в Шереметевском дворце - Дом занимательной науки.
По словам Стафеева, весь мир почувствовал необходимость созданий таких крупных эксплуаториумов - центров науки и техники еще во второй половине XX века. "И весь мир стал строить эти "Дома занимательной науки" по перельмановской модели, все, кроме нас", - говорит Стафеев.
Концепция стала подарком городу
ИТМО выиграл конкурс Смольного на создание концепции будущего Центра науки и техники в Санкт-Петербурге, предложив самую низкую цену за контракт - 176 тыс. рублей. Цена была снижена с 450 тыс. рублей, заявленных в тендерной документации. "Мы подали заявку, она была признана комитетом (комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга - прим. ИА REGNUM) лучшей, - рассказал Стафеев. - После этого результаты конкурса были оспорены. Некие люди подали в Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС), потому что посчитали, что за такой короткий срок и за такие маленькие деньги написать концепцию нельзя. Написали заявление люди "архитектурно-проектировочные" и от образования далекие. В их понимании эта концепция должна уже здания какие-то рисовать. Но в задании и слова об этом нет".
Тем не менее, конкурс на создание концепции нового музея по решению УФАС был отменен. Архитектурная мастерская Гаврилова оспорила, что, согласно тендеру, сроки исполнения контракта могут быть изменены, хотя это невозможно при проведении запроса котировок. Однако концепция не пропала - команда из ИТМО подарила свою работу городу. И теперь уже городу решать, реализовывать ли концепцию или оставить подарок на бумаге.
Стафеев отметил, что команда ИТМО работает над этой темой уже много лет и создание концепции - это не вопрос денег.
За шесть лет специалисты из ИТМО объездили 12 мировых эксплуаториумов. "Мы были в "Аха-центре" в Эстонии, в центре "Эврика" в Финляндии, "Немо" в Амстердаме, эксплуаториуме во Франции, в двух лондонских центрах, в четырех центрах в Германии, в США. Безусловно, были в центре в Шанхае, Пекине, Сингапуре, - рассказывает Стафеев о работе над концепцией. - Мы знакомились с людьми, которые там работают, поняли, как такие центры создавать и эксплуатировать".
Профессор уверен, что посещение Центра науки и техники должно стать частью регулярного учебного процесса для школьников. И не только петербургских. По словам Стафеева, при Центре должна быть мини-гостиница для тех, кто классами приезжает из других городов.
Образование через развлечение
Согласно концепции, в Центре науки и техники должны комбинироваться образовательная, научная и исследовательская работа с развлечениями, некими фокусами, "приманками" - тем, что может ребенка сначала "зацепить", что в свое время и делал, кстати, Перельман и что осталось запечатленным в его книгах "Занимательная физика", "Живая математика", сборниках головоломок и других.
"Конечно, в Центре должна быть какая-то основная экспозиция, ретроэкспонаты, конечно, должен быть эксплуаториум с интерактивными моделями, симуляторы, тренажёры, визуализация, планетарий", - говорит Стафеев. В таком центре должна быть возрастная дифференциация - миры для малышей и отдельные программы для тинэйджеров.
Кроме того, по мнению Сергея Стафеева, в Центре науки и техники необходим олимпиадный центр, а также богатая медиатека, лекционные залы, где бы выступали ведущие ученые. Школьники могли бы участвовать в интеллектуальных конкурсах и выходить на тот уровень олимпиад, по результатам которых можно поступить в университет. Так, у ученика будет возможность составить портфолио, считает профессор.
У какой площадки потенциала больше?
"Концепция не привязана к определенному географическому месту", - сказал Стафеев. Однако команда из ИТМО рассмотрела несколько потенциальных мест. "Были разговоры про "Невскую Ратушу", здание Красного треугольника. Дальше было очень хорошее место - трамвайный парк на Васильевском острове, - перечисляет Стафеев. - Но что касается последней площадки, то там самая большая проблема в том, что это действующий трампарк. Инвестора на эту площадку пока нет". Одной из возможной площадкой для размещения центра занимательной науки или научно-образовательного центра для тинэйджеров может стать деловой квартал "Лахта-центр" в Приморском районе Санкт-Петербурга, который будет сдан в эксплуатацию в 2018 году.
Хорошим потенциалом, по мнению Сергея Стафеева, обладают площадки "креативного квартала". Сейчас Смольный объявил конкурс на создание финансово-экономической модели пилотного проекта креативного квартала в Санкт-Петербурге.
Экономика вопроса
"Зарабатывание денег в таком центре-эксплуаториуме находится в фундаментальном противоречии с методической составляющей", - уверен Стафеев. Во всем мире подобные центры строятся на основе государственно-частного партнерства, потому что покрыть расходы, по оценкам Стафеева, можно лишь на 40-70%. "Такая вещь не может появиться без помощи бюджета. Это должны быть правильные логистические решения, бонусы или льготы по оплате электроэнергии, отопления и так далее. Во всем мире такие вещи поддерживаются грантами и фондами", - говорит Стафеев.
"Возможно, следует прописать в бюджете образовательных учреждений посещение такого Центра отдельной строкой, - предложил профессор. - Чтобы школа обеспечивала доставку учеников и оплату хотя бы части стоимости входного билета".
По оценкам Стафеева, Центр науки и техники должен занимать помещение площадью 10- 15 тыс. кв. метров. Финансовое обоснование проекта пока не проводилось, однако Сергей Стафеев считает, что стоимость проекта начинается от 50 млн евро, без здания и логистики. Следующий этап проекта и состоит в составлении экономической модели с поиском инвесторов, спонсоров, с планированием бюджета.
"Мы сейчас только концепцию сделали, может быть, потом найдется место, может быть, дальше спроектируют здание, и тогда будем его строить. В лучшем случае, открытие центра может состояться в 2018-2019 годах", - говорит профессор. Но для этого нужно работать с сегодняшнего дня.
Марина Хохлач
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- Как в России отметят День матери
- Конфликт на Украине перестал быть региональным, заявили в минобороны ФРГ
- В Уругвае банкоматы начали задерживать карты UnionPay «Газпромбанка»