Глава Министерства обороны Латвии Артис Пабрикс ("Единство") 19 января высказал агентству LETA свою точку зрения на возможность того, чтобы представители национальных вооруженных сил государства приняли участие в военной миссии в Мали.

По словам Пабрикса, "пока об этом говорить рано - учитывая то, что в настоящее время обеспечением безопасности Мали занимается Франция и еще несколько стран, которые ей помогают, вопрос о возможном привлечении Латвии может быть поднят не ранее, чем через полгода". Как заявил руководитель Минобороны, перед тем, как начинать участие в миссии, следует точно определить, какие задачи Латвия могла бы там выполнять, каким образом, какие у нее будут партнеры.

Тем не менее, министр сказал, что "если учесть, что поддержка правительства Мали по укреплению его позиций будет во многом зависеть от ЕС и, возможно, частично от НАТО, а с точки зрения легитимности, и от политики ООН - я не вижу возможностей, чтобы Латвия в долгосрочной перспективе могла не участвовать в общей политике ЕС". "Очень трудно отыскать аргументы, чтобы сказать, почему мы не будем участвовать", - подчеркнул Пабрикс.

В частности, по мнению Пабрикса, латвийские военные могли бы оказать помощь в обучении армии Мали - причем, послать туда можно было бы от двух до нескольких десятков солдат. Министр напомнил, что латвийские специалисты уже участвуют в обучении военных в Либерии и заявил: "Считаю, что у нас имеются широкие возможности. Если нам не требуется участвовать в прямых боевых действиях, то у нас имеется более широкий резерв, который возможно привлечь".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, к лету 2012 года Мали оказался расколот на две части, а непризнанное "государство" Азавад на севере Мали по площади составило территорию равную двум с половиной Германий. Азавад (822 тыс. кв. км) превышает современный Афганистан. После этого события в Мали стали переходить от обычного для Африки трайбалистского сценария к революционно-исламскому. По аналогии с Афганистаном на месте пуштунов и таджиков в Азаваде следует поставить туарегов, а на место талибов три местные исламские революционные группировки: "Ансар ад-Дин", "Аль-Каида" в странах исламского Магриба" и "Движение за единство и джихад в Западной Африке".

Уже в мае 2012 года исламисты из "Ансар ад-Дин" вступили в вооруженную борьбу с националистами-туарегами за свое главенство в самопровозглашенном Азаваде. В ответ, Франция начала военную кампанию. По мнению специалистов, далее судьба нового "асимметричного военного конфликта" в Мали будет зависеть от зачистки мятежных районов от воинствующего ислама - причем, обязательно вновь встанет вопрос о предоставлении туарегам в рамках Мали на территории Азавада какой-то формы автономии. Именно от решения "туарегской проблемы" и зависит судьба конфликта: в противном случае Мали рискует превратиться для Франции в новый Афганистан с вялотекущей партизанской войной исламистов и туарегов против центрального правительства и международного воинского контингента.