Президент Татарстана повторяет тезисы исламистского лобби: мнение
Татарстан, 24 декабря, 2012, 13:17 — ИА Регнум. В минувшую субботу, 22 декабря, президент Татарстана Рустам Минниханов провел традиционную предновогоднюю встречу с местными журналистами. Во время своего выступления он подвел итоги 2012 года и высказал ряд тезисов, которые свидетельствуют: глава республики не считает проблему ваххабизма в Татарстане серьезной: "Я вас уверяю, все эти процессы - они имеют место, но они не опасны. И у вас больше шансов, что на вас упадет сосулька, чем нападет ваххабит". Заявления президента Минниханова комментирует руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов.
Итоги 2012 года для Татарстана выглядят, мягко говоря, неутешительными. Регион медленно, но неотвратимо превращается в одну из "горячих точек", которых и без того хватает на постсоветском пространстве. Вина в этом лежит исключительно на тех, кто в свое время стремился построить Татарстан как "суверенное государство, ассоциированное с Россией", для чего начал курс на сближение со странами Ближнего Востока, получал премии от саудовских королей, закрывал глаза на поток арабских и турецких миссионеров, приезжавших "просвещать" татар, приглашая учиться за рубеж.
Результатом этой практики стало появление в Поволжье исламского фундаментализма: его семена, посеянные еще в 1990-е годы, давно взошли и цветут пышным цветом, но сами плоды еще впереди. Теракты, которые случились в Казани в июле, свидетельствуют о наличии реального, а не виртуального исламистского бандподполья. Боевые действия, которые ведут силовики в Казани, акции приверженцев экстремистских организаций, мечети и целые мухтасибаты, в которых проповедуют фундаментализм при покровительстве местных чиновников, - такова реальная картина, происходящего в Татарстане в данной сфере. Но самое прискорбное, а точнее, уже преступное, заключается в том, что несмотря на предупреждения экспертов, журналистов, региональная элита не прислушивалась и не желает прислушиваться к этому, продолжая твердить, как заклинание: "У нас все хорошо, а будет еще лучше". Не будет.
В 21 веке сепаратизм в России стал маскироваться под федерализм. От татарских сепаратистов сегодня все чаще слышатся заявления о необходимости сохранять в России "подлинный федерализм", оградить регионы от "излишней централизации", защитить национальные республики от разгула великорусского шовинизма. При этом в Конституции Татарстана население по-прежнему делится на "татарский и многонациональный народы", а национальные перекосы стали нормой в различных сферах общественной жизни. Эту демагогию уже давно видят не только русские и русскоязычные жители республики, но и большинство простых татар.
Не найдя социальной поддержки у большей части светских татар (про русское и кряшенское население промолчим), местные национал-сепаратисты пошли на союз с исламскими фундаменталистами. Сами сепаратисты понимают, что их новые союзники явно не горят желанием видеть Татарстан "независимым, демократическим и светским". Исламисты видят Татарстан в качестве вилаета халифата - глобальной империи, в которой никакого федерализма быть не может. Впрочем, сепаратисты, которым непонятен исламский космополитизм ваххабитов и хизб-ут-тахрировцев, все еще надеются использовать их для поддержки идеи суверенного Татарстана.
Увлекшись малодостижимой идеей превращения республики "во второй Сингапур", президент Рустам Минниханов на встрече с арабскими шейхами однажды заявил о Татарстане как о мусульманской республике, и это притом, что из 52% живущих здесь татар лишь процентов пять-семь являются активно верующими мусульманами. Вместо того чтобы развивать Татарстан в качестве центрального региона России, региональная этнократия взяла курс на сближение с салафитскими монархиями Персидского Залива. В республике с надеждой ждут "исламских инвестиций", настойчиво внедряя исламскую экономику и рассуждая о необходимости открытия исламских банков, говорят о необходимости привлечения еще большего количества гастарбайтеров. Все это будет легальным способом подпитки ваххабитского подполья Татарстана.
На фоне заверений о стабильности и благополучии в Татарстане пока не решен так называемый "этнолингвистический конфликт", связанный с действиями этнической фронды. К счастью, в процесс при активном участии Общества русской культуры Татарстана вмешалась Госдума России, внеся поправки в закон "Об образовании в РФ". После их утверждения граждане России в национальных республиках получат возможность изучать русский язык как родной, то есть в полном объеме, так, как это практикуется по всей стране.
Однако нельзя исключать, что этнократия Татарстана бросит все силы, чтобы закон не был принят в Совете Федерации и подписан главой страны. Но даже после его вступления в силу родители школьников в Татарстане могут столкнуться с противодействием на местах. Ведь на местном уровне есть еще РОНО, педсоветы и директора, которые будут саботировать это право, существовавшее, кстати, и в прежнем законе об образовании.
Заявления некоторых научных деятелей, что численность русских в Татарстане выросла на 8500 человек (по переписи 2002 года их было - 1492602, в 2010 году - 1501369) и что, дескать, это доказательство того, как им хорошо тут живется, вызывают, лично у меня, грустную улыбку. Данные исследований показывают, что "8500 русских" - это этнические кряшены, которые, отчаявшись записаться кряшенами, записались русскими. Ведь этого пока в Татарстане запретить не могут. А взятый политическим истеблишментом Татарстана курс на провозглашение "единой татарской нации" кряшенам не по душе.
Вообще, после редких, но всегда довольно беспомощных выступлений Минниханова по национально-религиозным вопросам возникает впечатление, что президента Республики Татарстан вводит в заблуждение собственное окружение. Мало того, что за два с половиной года правления второго президента Татарстана в его канцелярии не была проведена необходимая ротация кадров, где многие истово служат прежнему хозяину, так его "команду" продолжают комплектовать людьми, которых ну никак нельзя назвать "людьми Минниханова".
Их единственное достижение - коррупционные скандалы в "министерстве пропаганды" - государственном медиахолдинге "Татмедиа". А ведь именно эти "специалисты" доводят ситуацию о внутренних процессах в Татарстане до своего шефа, и от того, как они ее интерпретируют, зависит и решение, которое принимает президент. В этой связи любопытно: как Минниханову сообщают о террористическом подполье в республике, его источниках финансирования, связях с теми, кто этим летом в центре Казани публично призывал к установлению халифата?
Ведь адекватной реакции президента, судя по его последним заявлениям, нет, но по-прежнему виден главный посыл: "Давайте не говорить о проблеме, тогда проблемы не будет, а те, кто будет говорить, это - провокаторы". Покойный Валиулла Якупов в течение десяти с лишним лет предупреждал о надвигающейся катастрофе на Поволжье, за что и поплатился жизнью. Кровь татарского богослова останется на совести тех, кто не прислушивался к его предупреждениям о ваххабизации Татарстана. Если, конечно, у них есть совесть.
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Роспотребнадзор сообщил, что проверяет информацию о личинках в консервах
- Бетербиев бросил вызов победившему Тайсона блогеру