28 ноября в Казани прошла V ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция на тему "Народы и культуры: история и современность", посвященная памяти известного казанского этнографа Евгения Бусыгина ("Бусыгинские чтения"). Помимо традиционных докладов по фольклористике и краеведению, была поднята проблема положения русских в Татарстане.

Профессор кафедры этнологии Казанского федерального университета Татьяна Титова выступила с докладом "Индивидуальные и групповые стратегии самореализации современного русского населения Республики Татарстан". Исследователь опросила около 1500 русских жителей региона в возрасте до 30 лет. 73% из этого количества считают, что из-за принадлежности к нетитульной национальности не смогут работать на высших государственных должностях. При этом, если каждый пятый опрошенный хотел бы поменять место жительства на Казань (опросы проводились среди русских, живущих по всей республике), то 50% предпочли бы для самореализации переезд в другой регион.

На вопрос "Какой второй язык вы бы выбрали для изучения вашими детьми?" 70% опрошенных назвали английский и лишь 10% указали татарский язык. "Выход из создавшегося положения (в Татарстане татарский язык преподается в обязательном порядке для всех школьников - прим. ИА REGNUM) некоторая часть русских видит в браках с представителями титульной национальности или в принятии ислама", - отметила казанский этнолог. "Как один из способов прекращения дискриминации респонденты называли участие в протестном движении, однако выйти на улицы лично были готовы только для решения проблемы русского языка в школах Татарстана", - резюмировала Татьяна Титова.

В продолжение темы выступил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов с докладом "Русская городская молодежь современного Татарстана: самоорганизация, мировоззрение, выход на арену общественно-политической жизни региона", в котором он представил результаты исследования положения русских в регионе. Эксперт проанализировал деятельность различных русских молодежных сообществ в Татарстане ("Фронт казанских патриотов", "Русские пробежки", "Сопротивление", "Русский альянс Казани", "Казанский гражданский союз", "Окупай-Педофиляй. Казань", "Лига казанских фанатов" и др.).

Он пришел к выводу, что, будучи разной идеологической направленности - от радикальной до правозащитной, все объединения постепенно выходят на политический подиум Татарстана, заявляя о необходимости изменить положение русских. Для этого определенная часть вливается в появившиеся всероссийские политические национальные партии ("Новая Сила", Российский общенародный союз, Национально-демократическая партия и др.). "Русская городская молодежь - это понятие интернациональное, значительный процент ее состава - иногда до половины и более участников подобных сообществ - составляют городские татары и представители финно-угорских народов Поволжья", - подчеркнул исследователь.

По словам Сулейманова, для выхода на арену общественно-политической жизни Татарстана у русской городской молодежи имеются объективные предпосылки: закат субкультуры гопников, доступность интернета, где зачастую и идет самоорганизация, смена поколений ("постсоветская молодежь"), обострение этнолингвистического конфликта, реакция на рост исламского фундаментализма и национал-сепаратизма, увеличение количества мигрантов и попытки инвазии их ценностей на новом месте жительства.

"Печально осознавать, что с русской молодежью совершенно не работают региональные власти, а вся молодежная политика Татарстана сводится к поддержке татарской молодежи: в Казани регулярно проходят Дни татарской молодежи, финансируются организации типа Всемирного форума татарской молодежи или центра "Идель", создан был даже Форум кряшенской молодежи, но не предпринимается ничего для поддержки русской национально-ориентированной молодежи. Им отводится роль некой массы без роду и племени", - полагает эксперт.