20 июля после телефонной консультации министры финансов еврозоны утвердили в форме меморандума кредитную программу для Испании, на основании которой эта страна получит для консолидации своей банковской отрасли €100 млрд. Источником для кредитования станут средства из Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Из созданного в 2010 году EFSF с капиталом в €440 млрд. после помощи Греции, Ирландии и Португалии осталось €250 млрд. После того, как будет запущен фонд Европейского стабилизационного механизма (ESM) (возможно, это случится в сентябре 2012 года), он станет обслуживать испанскую программу. Первый транш размером в €30 млрд. Испания может получить уже сейчас в июле месяце и сразу же начать использовать. Срок погашения кредита составляет в среднем 12,5 лет, максимум 15 лет, под процент 3-4%. Точный размер окончательной суммы в пределах €100 млрд. лимита будет определен позднее, по-видимому, в сентябре 2012 года после окончательной проверки кризисных испанских банков, которые составляют примерно треть отрасли. Ведущие испанские банки Banco Santander (SAN.MC), BBVA (BBVA.MC) и Caixabank (CABK.MC) не нуждаются в помощи. Десяткам других банков помощь нужна. Особенно проблемными являются четыре: Bankia (BKIA.MC), CatalunyaCaixa, NovaGalicia и Banco de Valencia. Их можно считать уже обанкротившимися. Последние три банка национализированы правительством. Семь банковских групп находятся сейчас в преддверии банкротства. Это - Sabadell (SABE.MC), Popular (POP.MC), Ibercaja-Caja3-Liberbank, Unicaja-CEISS, Kutxabank, Banco Mare Nostrum и Bankinter (BKT.MC). Распределением средств между банками будет заниматься специальный правительственный орган. Окончательную ответственность за распределение финансовой помощи несет правительство Испании.

Министры также подтвердили, что схема использования кредита в финансовом секторе будет содержать специальные условия. Среди условий названы: необходимость следования правилам использования, определенных ЕС, проведение структурных реформ банковского сектора, ужесточение контроля за банковским сектором. В частности, банки будут обязаны иметь не менее 9% оборотных средств от объявленного капитала. Испания обязана выполнить предписанные Еврокомиссией нормы бюджетного дефицита так, чтобы он не превышал в 2014 году 3%. Соглашение о предоставлении финансовой помощи Испании представляет собой 70-ти страничный документ.

Накануне совещания министров финансов в Испании в 80 городах прошли массовые протесты, на которые вышли по разным данным более 1,5 млн. человек. Самая крупная из акций протеста в Мадриде собрала около 100 тыс. человек. В СМИ даже утверждалось, что в ней участвовали около 600 тыс. протестующих, что представляется маловероятным. Демонстранты протестовали против принятого правительством Испании 11 июля нового пакета мер экономии размером в €65 млрд. К непопулярным социальным мерам относятся изменение пенсионного возраста с 65 до 67 лет, увеличение со следующего года размера НДС с 18 до 21%, лишение занятых в государственном секторе и управлении премии на Рождество, сокращение помощи безработным. Непосредственным поводом к уличным волнениям стало принятие испанским парламентом в четверг 19 июля постановления о сокращении зарплат общественных служащих. Их профсоюзы намерены провести всеобщую однодневную забастовку в сентябре этого года.

Необходимо признать, что меры, предпринятые в случае с финансовым кризисом испанского банковского сектора, были быстрыми. Испания получает деньги на льготных условиях без процедуры унижений перед МВФ. Предложенные меры экономии правительством Рахоя стране нельзя признать драконовскими. Правда, здесь необходимо помнить об уровне безработицы в четверть работоспособного населения Испании. Сейчас в Испании предусматривается реформа рынка труда в соответствии с рекомендациями Европейской комиссии.

Однако обращает на себя внимание одно обстоятельство. На прошлой неделе Центральным банком Испании была названа иная сумма плохих кредитов испанских банков - €155.84 млрд. Не хотелось бы верить в то, что у испанских банков проснулся аппетит в тот момент, когда ЕС выделил деньги на их рекапитализацию. Аудит, проведенный в июне 2012 года фирмами Oliver Wyman и Roland Berger, определил итоговую сумму в размере €62 млрд. Сейчас будет проведен новый аудит 14 испанских банковских групп, охватывающих 90% испанского банковского сектора. Для всех в еврозоне, а прежде всего для испанского правительства, стало бы неприятным сюрпризом, если в сентябре 2012 года по итогам нового аудита будет названа сумма, значительно превышающая определенные 20 июля €100 млрд. Как бы там ни было, но в случае с Испанией Европейский Союз продемонстрировал бóльшую гибкость и оперативность в предоставлении помощи, чем это было в свое время с Грецией, Португалией и Ирландией.

Испанский финансовый рынок сразу же отреагировал положительно. Уже 20 июля во второй половине дня риски испанских государственный долговых обязательств снизились до 3,6% - самого низкого уровня за минувший год. До этого они поднялись за 10-ти летнее обязательство до рекордно высокой отметки - 7,284%. И это случилось даже после того, как испанское правительство сообщило о снижении ожидаемых параметров роста ВВП в этом году с 1,7% до 1,5%. В 2013 году прогноз был пересмотрен и вместо роста в 0,2% было определено падение - минус 0,5%. Аналогичным образом в сторону снижения были пересмотрены прогнозы по росту ВВП на 2014 и 2015 годы. В 2014 году с 1,4% до 1,2%. В 2015 году с 1,9% до 1,8%. Прогнозы роста ВВП важны при бюджетном планировании и определении государственной финансовой стратегии.

20 июля министр финансов Кристобаль Монторо сообщил, что на процентные платежи по своим долгам испанское правительство потратит в 2012 году €9.1 млрд. Министр сообщил, что в этом году Испания размещает своих облигаций на сумму €85,9 млрд. В настоящее время их реализация дала пока 69% требуемой суммы. Изменение прогноза по ВВП и разрешенное Еврокомиссией увеличение бюджетного дефицита на один процент с планировавшегося в 5,3 до 6,3%, все это потребует увеличения размеров государственного заимствования в этом году с запланированных €85,9 млрд. до €96 млрд.

Накануне принятия решения по Испании в четверг 19 июля германский парламент утвердил решение о предоставлении этой стране помощи. Голосование в нижней палате дало следующий результат: 473 "за", 97 "против" при 13 воздержавшихся. Германский вклад в пакет помощи испанским банкам составляет €29 млрд. Министр финансов Германии "последний европеец" Вольфганг Шойбле заявил в связи с "испанским решением": "Даже демонстрация того, что Испания не сможет провести рекапитализацию банков, сама по себе может привести к цепной реакции, и тогда это становится проблемой финансовой стабильности всей еврозоны". Лидер оппозиционных социал-демократов Франк-Вальтер Штайнмайер в очередной раз покритиковал непрерывный германский вклад в "бездонную бочку".

Противившаяся предоставлению помощи Испании Финляндия утвердила у себя аналогичное решение. Однако из 200 депутатов финского парламента против помощи испанским банкам голосовало 73 депутата. Отметим парадокс возникшей ситуации. Вклад Финляндии в фонд ESM равняется €12,58 млрд., а Испании - €83,32 млрд, а в EFSF - €7,9 млрд. и €52,3 млрд., соответственно. Тем не менее, Финляндия последнее время заявляла о возможности своего "вето" на программы помощи кризисным государствам еврозоны. В настоящее время только четыре страны еврозоны из 17 сохраняют самый высокий рейтинг кредитоспособности от Moody's ААА - это, собственно Финляндия, Люксембург, Германия и Нидерланды. В пятницу 20 июля премьер-министру Финляндии Юрки Катайнену в связи с продемонстрированной Финляндией после саммита 28-29 июня 2012 года неуступчивостью пришлось опровергать слухи, что его страна имеет намерение покинуть зону евро. "Мы не будем и не рассматриваем выход из еврозоны", - заявил он в интервью в Хельсинки, - "Мы хотим оставаться в центре европейского развития. Более сильный евро, лучший евро - является единственным и разумным делом для Финляндии". Можно констатировать, что недовольство Финляндии осталось всего лишь демонстрацией, которая повлияла на решимость испанского правительства обменять новый пакет мер бюджетной экономии на финансовую помощь. По-видимому, действия Финляндии были заранее согласованы с Германией.

Не успели испанцы решить одну проблему своих финансов, как тут же объявили о следующей. 20 июля в день принятия министрами финансов еврозоны решения по Испании было объявлено о проблеме обслуживания долгов отдельных регионов Испании. Они к этому моменту потеряли возможность рефинасирования своего долга за счет получения новых займов. В частности, риски долговых обязательств Каталонии 2020 года поднялись до 13,24%. На этом фоне провинции Испании недовольны новой программой экономии, обнародованной премьер-министром Рахоем 11 июля 2012 года. Дело в том, что через региональные бюджеты проходит до трети расходов вообще на общественные нужды, в том числе, на образование и здравоохранение. Сами региональные правительства не имеют возможности вводить новые налоги. Каталония, страна Басков и Андалузия уже заявили, что они не будут выполнять программу Рахоя, поскольку это подорвет систему общественного образования и здравоохранения.

20 июля провинция Валенсия запросила помощи у центрального правительства, поскольку не в состоянии обслуживать свой долг. Еще 13 июля правительство Испании приняло решение о создании специального фонда для помощи регионам в размере €18 млрд., а спустя неделю Валенсия уже заявила о своем желании получить из него средства. К этому времени Валенсия уже воспользовалась рядом правительственных кредитных линий. Сейчас ей необходимо €2,85 млрд. для выплат процентов по займам до конца этого года. Вслед за Валенсией можно ожидать развитие долгового кризиса и в других регионах Испании. Однако сейчас, после того, как основная проблема испанского правительства по банкам решена, развитие следующего этапа финансового кризиса в Испании следует ожидать уже после сезона летних отпусков этой осенью.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM