Сотни людей приняли сегодня, 16 марта, участие в ставшем уже традиционным шествии в память так называемого Дня памяти Латышского легиона Ваффен СС. Участники шествия пытались прикрыть русофобскую и антисемитскую сущность мероприятия антифашистскими лозунгами, передает корреспондент ИА REGNUM.

Шествие началось около 11.00 по местному времени, сразу по окончании богослужения в Домском соборе, посвященном памяти легионеров. Кроме ветеранов Латышского легиона и их родственников, богослужение посетили политики входящего в правящую коалицию объединения "Все - Латвии!" - ТБ/ДННЛ и другие проводники неонацистской идеологии в Латвии. На богослужение явились депутаты Сейма от ВЛ-ТБ/ДННЛ Карлис Креслиньш, Дзинтарс Расначс, Инесе Лайзане, Винета Пориня, Дзинтарс Кудумс, Илмар Латковскис, Инара Мурниеце, Райвис Дзинтарс и Янис Домбрава.

На богослужении присутствовали также экс-министр по делам освоения еврофондов Нормунд Брокс (ТБ/ДННЛ), депутат Рижской думы Янис Атис Круминьш, скандально известный ультра-националист Айвар Гарда в сопровождении "девочек Гарды" - Лиги Музыканте и Лиене Апине. Другие его сторонники раздавали присутствующим издаваемую им газету "DDD" ("Деоккупация. Деколонизация. Дебольшевизация").

У входа в Домский собор собирались те, кто не считал для себя возможным входить в храм, но не мог пропустить такой важный в истории и политической жизни Латвии день. Подтянулись одетые в униформу члены "Центра Густава Целминьша" (Густав Целминьш - нацистский преступник, участвовавший в истреблении рижских евреев), которых возглавляет перконкрустовец Игорос Шишкинс. Вместе с ними явилась группа молодых националистов из Каунаса. Прибыл и поклонник вермахта Улдис Фрейманис с плакатом, на котором изображен коллаж на тему "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, где вместо бурлаков - депутаты Сейма от объединения "Центр согласия", а на барже - лидер инициировавшего присвоение русскому языку статуса госязыка общества "Родной язык" Владимир Линдерман с флагом Израиля и целая "волга" крови. Слово "сионизм" поминутно слетало с языка Фрейманиса.

По выходе участников богослужения из Домского собора сформировалась колонна, которая, выступив в направлении Памятника Свободы, растянулась на сотни метров. Во главе колонны несли знамя, затем шествовал проводивший богослужение лютеранский священник, теолог и публицист Гунтис Калме, а за ним экс-легионеры и в третьем-четвертом ряду - депутаты Сейма от ВЛ-ТБ/ДННЛ. К ним, кстати говоря, присоединились обрившийся под ноль сопредседатель "Все - Латвии!" Имант Парадниекс с сыновьями, экс-депутат Сейма Юрис Добелис (ТБ/ДННЛ) и известный своими направленными против нацменьшинств заявлениями "висулатвияец" Янис Иесалниекс. Негромко звучала легионерская песня. На Домской площади по маршруту движения колонны ее охраняли хорошо экипированные "на случай провокаций" спецназовцы с собаками. Полицейские с собаками и журналисты сопровождали экс-легионеров и по ходу движения колонны к Памятнику Свободы.

Возложение цветов к подножию памятника началось задолго до подхода колонны. Отдельные пожилые люди делали это в индивидуальном порядке. В 9.00 по местному времени у Памятника Свободы состоялась первая из намеченных на сегодня акций антифашистов: председатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен, директор Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф, депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок (ЗаПЧЕЛ) и их сподвижники возложили к подножию монумента венок, посвященный памяти жертв нацизма, и отправились на антифашистскую конференцию, которая, как сообщало ИА REGNUM, проходит сегодня в Риге с участием политиков, общественных деятелей и экспертов из Латвии и других стран. Между тем, вскоре неизвестные молодые люди утыкали венок тюльпанами, замаскировали его щитом, изображающим нашивку на рукаве легионерской формы, а ленты с надписью "Памяти жертв нацизма" завязали так, чтобы надпись не читалась. И тем не менее, в этом году цветы участники легионерского шествия возлагали к Памятнику Свободы как бы и в память о жертвах нацизма, хотя и не подозревали об этом.

Внимание журналистов привлекла к себе женщина в стилизованной полосатой лагерной робе и шапочке, стоявшая к подножия монумента. В ней можно было узнать Монику Ловенберг, автора собравшей на сегодняшний день около 5800 подписей петиции (http://www.petitions24.com), направленной против возрождения нацизма в Латвии и содержащей требование к правительству Латвии запретить шествие 16 марта. От грубостей ее саму и ее спутников защитил только природный английский язык. Некий человек вежливо, но настойчиво принудил Ловенберг спуститься с подножия Памятника Свободы. Рядом с нею находился президент Европейского Еврейского парламента Джоэл Рубинфельд, который выразил журналистам свою обеспокоенность возвращением нацизма и антисемитизма, которыми чреваты устраиваемые 16 марта в честь латышских легионеров мероприятия. "Возмутительно, что нечто подобное происходит в центре европейской столицы. Есть страны, которые ассоциируются с шоколадом и другими хорошими и приятными вещами, а Латвия - это страна нацистских маршей", - заявил он.

Тем временем участники антифашистского пикета, который проходил в это же время за установленным полицией ограждением, установили стилизованные под лагерные столбы с колючей проволокой, на которую повесили увеличенные фотографии узников гетто и концлагерей. Митинг они не заявляли и на этот раз все обошлось без кричалок: "Нет фашизму!", "Фашизм не пройдет!", "Позор!" и т.п.

На подходе к Памятнику Свободы рядовые члены "Все - Латвии!" устроили аллею славы из выстроенных в две плотные шеренги парней с латвийскими флагами. А у Домского собора активисты-"висулатвияйцы" раздали участникам шествия плакаты, на которых была изображена перечеркнутая советская, нацистская символика и знак "=" между ними, а надписи на английском и русском (но не латышском!) языках гласили "Нет коммунизму!", "Нет нацизму!", "Только свобода!". На других было написано "Нет - оккупационной власти! Да - свободной Латвии!", что намекало на то, что Латвия захвачена гражданскими оккупантами и станет свободной только тогда, когда их изгонят (другими словами: "Латвия для латышей!"). Какой-то старик нес самодельный плакат с надписью по-латышски: "Честь латышским воинам - ветеранам Второй мировой войны!". Вооруженные такими транспарантами, участники шествия совершенно беспрепятственно подошли к Милде, как называют в народе Памятник Свободы.

Церемония возложения цветов началась в тишине и продолжилось под легионерские песни. Пастор Гунтис Калме все это время стоял возле щитка, изображавшего легионерскую нашивку и прикрывающего венок, посвященный жертвам нацизма. В церемонии участвовали люди разного возраста, хотя преобладали все-таки пожилые лица. Впрочем, некоторые пришли с детьми еще совершенно несознательного возраста.

За ограждениями с обеих сторон толпились молчаливые зрители. Они слушали, как участники шествия пели песни легионеров, как те разобьют сначала "этих вшивых" (то есть, красноармейцев), а потом уже примутся за немцев, про то, как они все время идут вперед, за все отплатят врагам и про то, что "Здесь Латвия! Здесь Даугава! Здесь мы пьем пиво...".

К 12.00 возложение цветов практически завершилось. Стражи правопорядка, охранявшие до этого момента почетный караул возле Памятника Свободы, отогнали замешкавшихся участников шествия, чтобы могла совершиться торжественная смена почетного караула на посту №1, после чего, не сходивший все это время с места пастор Калме подозвал всех обратно и обратился к ним с проповедью ("со словом Божьим", - как кощунственно сказал он). При этом его слова со всей очевидностью обнажили лицемерие инициаторов шествия 16 марта и истинное идейное содержание этого мероприятия.

"Сегодня день Латышского легиона. Сегодня мы поминаем наших соплеменников, которые надели форму немецких оккупантов, чтобы бороться с толпами красноармейцев. Они хорошо помнили "Страшный год" (плод геббельсовской пропаганды, использовавшей сталинские репрессии июня 1941 года для разжигания ненависти к евреям - ИА REGNUM) и боролись не за Великую Германию, а против бесчеловечного коммунистического режима. Мы должны вернуть им уважение потомков", - сказал в частности Калме.

Здесь он процитировал какого-то легионера: "Достаточно отнять у народа его героев и тогда можно отнимать у него веру в будущее и право на существование. Герои - источник жизни народа". И продолжил: "Легионеры - ядро латышского воинства. Они боролись против того, что не было частью их земли, и эта борьба не завершена. Все осталось на прежних местах, и геополитика, и шовинистическая империя. Закончились лишь военные действия, но война ценностей и принципов продолжается". Калме процитировал Сергея Караганова, то место, где Караганов говорит о российских соотечественниках за пределами России как об "активе Российской империи". Упомянул также как неслучайное событие референдум 18 февраля по вопросу присвоения русскому языку статуса государственного.

"Любые компромиссы Россия воспринимает как признак слабости. С ней можно говорить только языком силы", - заявил Калме и вернулся к 16 марта, который он назвал днем национального сопротивления. "16 марта - это вопрос не о знании истории, а о том, кто мы. Что значит быть латышом и патриотом сегодня? Каким должно быть сегодня Латвийское государство. Борцы мы или филистеры?", - вопросил Калме и потребовал от соотечественников, чтобы те не допустили создания "русской Латвии". "Пока борюсь, существую", - перефразировал Калме Декарта.

"Империя зла рухнула и рухнет империя, которая пытается ее возродить", - заявил Калве и обратился к Богу со словами благодарности: "Спасибо, что дал нам героев и вождей, которые хотя и в чужой форме пошли сражаться за нашу землю, чтобы не повторился "Страшный год", чтобы латыши как основная нация в Латвии чувствовали себя хозяевами на своей земле, а не сиротами. Будем сильными!". Завершилась эта проповедь ненависти к соседям - ближним и дальним - коллективным чтением молитвы "Отче наш".

Прости им Господи! Они не ведают, что творят.

Как сообщало ИА REGNUM, ежегодно, 16 марта, в Риге и Лестене проводятся шествия и другие мероприятия с участием бывших легионеров, латышских националистов и скинхедов. Этот день считается неофициальным праздником - Днем латышского легиона Ваффен СС. Латышский добровольческий легион СС (латыш. Latviešu SS brīvprātīgo leģions, нем. Lettische SS-Freiwilligen-Legion) - национальное воинское формирование, созданное германским командованием в годы Второй мировой войны на территории Латвии. Данное соединение входило в состав Ваффен-СС, и было сформировано из двух дивизий Ваффен-СС: 15-й гренадерской и 19-й гренадерской.