Возникший в начале 90-х годов прошлого века конфликт между Гагаузией и Молдавией не носил межэтнического характера. Об этом заявил 29 февраля в интервью ИА REGNUM председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра РМ Иван Бургуджи.

Комментируя заявление башкана (главы) Гагаузии Михаила Формузала о том, что Гагаузия может стать "моделью решения сложных межэтнических конфликтов", Бургуджи заявил, что "Гагаузская Республика, а затем и АТО Гагаузия в составе Республики Молдова, образовались не в результате межэтнического или межнационального конфликта между народами Молдавии и Гагаузии, а в процессе самоопределения гагаузского народа". "На защиту Гагаузской Республики, в 90-е годы прошлого столетия плечом к плечу встал весь многонациональный народ Гагаузии, и стар, и млад: гагаузы, молдаване, болгары, русские, украинцы, евреи, цыгане и представители других народов. У нас не было, нет, и, я уверен, никогда не будет никакого межэтнического и межнационального конфликта", - подвел итог Иван Бургуджи.

Справка ИА REGNUM: В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом закон об автономном статусе Гагауз Ери вплоть до сегодняшнего дня не исполняется в полной мере Кишиневом в части соблюдения прав и полномочий Гагаузии.