Китай в ближайшем будущем расширит свое экономическое присутствие в Центральной Азии, используя свою экономическую и финансовую мощь, а также инвестиции и внешнюю торговлю. Как сообщает новостная лента "Шелковый путь", об этом заявил в Вашингтоне вице-председатель Шанхайского Центра международных исследований при Шанхайской академии социальных наук, директор Центра изучения ШОС в Шанхае профессор Пань Гуан.

"Если русские, в основном, уделяют больше внимания аспектам безопасности, то Китай по причине своей сильной экономики, а также финансовой и экономической мощи будет более активно вовлечен в расширение инвестиций и увеличение торговли со странами Центральной Азии. Я думаю, что мы будем, возможно, одной из ведущих сил в экономической сфере", - отметил Пань Гуан.

По словам Пань Гуана основными направлениями растущего интереса Китая к Центральной Азии являются энергетика, транспорт, сельское хозяйство, а также водные ресурсы, охрана окружающей среды и туризм, включая туристический проект "Шелковый путь".

Гуан подчеркнул, что очень тесные связи со странами Центральной Азии Китай установил еще 2 тысячи лет назад, благодаря Великому Шелковому пути. Если говорить об этом периоде в 2 тысячи лет, то это, в целом, были хорошие отношения, сопровождавшиеся диалогом, а также обменами.

Внешняя торговля между Китаем и странами Центральной Азии находится на подъеме, начиная с 1992 года, когда ее объем составил $527 млн. В период с 2000 по 2003 годы объем торговли Китая со странами Центральной Азии увеличился с $1 млрд до $3 млрд в год. К 2007 году этот объем достиг уровня в $18 млрд, а к 2009 году он составил уже $25,9 млрд. Несмотря на убедительные данные статистики, в экспорте из стран Центральной Азии в Китай по-прежнему отсутствует диверсификация. Страны Центральной Азии в основном экспортируют сырьевые товары, включая нефть, бензин, чугун, сталь и другие металлы, в то время как китайский экспорт в Центральную Азию на 92% состоит из готовой продукции.

Крупнейшим торговым партнером Китая в Центральной Азии сегодня является Казахстан, на который приходится 70% всего объема внешней торговли между регионом и Китаем. На Узбекистан и Таджикистан приходится по 9%, на Киргизию - 7% и на Туркменистан - 2%. Китайские компании рассматривают Центральную Азию, особенно Казахстан, в качестве возможного поставщика дешевой электроэнергии, которая могла бы облегчить дефицит энергии в Синьцзяне.

Китай также осуществляет значительные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры в Центральной Азии, которые будут способствовать дальнейшему росту торговли. Китайские государственные предприятия шагнули глубоко в регион, осуществляя прокладку энергетических трубопроводов, железных и шоссейных дорог. Китайские компании в настоящее время проводят реконструкцию автомобильной дороги между Иркештамом, который является одним из двух основных пунктов пересечения границы между Киргизией и Синьцзяном, и городом Ош в Киргизии, а также ремонтируют отрезок дороги Ош-Душанбе.

В Таджикистане Китайские компании завершили строительство тоннеля "Чар-Чар" (Шар-Шар - ИА REGNUM) между Душанбе и Кулябом, а также ведут сейчас строительство тоннеля "Шахристан" на дороге, соединяющей столицу Таджикистана с Худжандом. Наряду со строительством новых дорог и тоннелей, Казахстан, Узбекистан и Киргизия также развивают торговлю с Китаем посредством расширения закупок китайского железнодорожного оборудования, включая локомотивы, а также пассажирские и грузовые железнодорожные вагоны.