В Татарстане республиканская телекомпания "ТНВ" показала фильм Андрея Караулова, снятого им по случаю 75-летия Минтимера Шаймиева. Трудно вспомнить: есть ли еще примеры в современной тележурналистике, когда московский журналист едет в провинцию за свой счет снимать фильм про областного начальника? Что потянуло искателя "момента истины" в Татарию, и о чем он рассказал в своем фильме "Отец"?

Как ни странно, ничего нового известный журналист не рассказал, кроме того, что несколько раз назвал Шаймиева "великим Минтимером Шаймиевым", "Дэн Сяопином" и "отцом нации". Правда, в Татарии бывшего президента так еще никто не называл, но со стороны виднее. Про все остальное, сказанное в фильме - межнациональное и религиозное согласие, развивающуюся экономику республики и т.п., - последние 20 лет информируют граждан местные СМИ и чиновники.

В фильме автор использовал не только свои, присущие театральному критику эпитеты, но и интервью с юбиляром, диалоги с политологами, депутатами и отставным министром печати России. Один из участников сравнил Шаймиева с героем романа Льва Толстого Левиным (прообразом самого Толстого) в его отношении к аграрному вопросу. Караулов согласился с участником: похож. Подтверждением мысли были кадры благолепия сельского хозяйства республики.

Однако сам фильм начался с откровенной лжи. Депутат Госсовета Александр Гусев (начальник УФСБ РФ по Татарстану с 1999 по 2005 год) сказал, что Шаймиев не поддерживал ГКЧП. Нужно ли напоминать, что Шаймиев лично отдавал распоряжения о введении цензуры в дни августовского путча 1991 года?

Не обошел Караулов и тему пресловутого "взятия Казани" в первые годы суверенитета. Слух "о танках на границе Татарии" первым запустил в 1990-е годы бывший шаймиевский советник Рафаэль Хакимов. По словам Хакимова, "план захвата" Казани разработали Ельцин и Хасбулатов. Последний даже сидел на танке, как рассказывал Хакимов, в марийском лесу, и ждал, покуривая трубку, когда прольется русская кровь, чтобы двинуть танки на Казань. Вторжение было запланировано, по словам Хакимова, на март 1992 года, в день референдума. Кровь не пролилась. Танки ушли.

Караулов привлек Михаила Полторанина, чтобы тот рассказал, как было дело "на самом деле". Бывший ельцинский министр печати, не моргая, как чекист Гусев, поведал про какое-то совещание у Ельцина, где были Грачев, сам Полторанин, Ельцин и еще кто-то. Они обсуждали план взятия Казани. Потому что, как говорит Полторанин в фильме, "в Татарии приняли конституцию, и Госсовет отказался внести в нее какие-то правки". В ходе заседания выяснилось, что планеры, с которых планировалась сбрасывать десантников, остались на Украине, и поэтому решили Казань не брать. А еще Полторанин приписал себе в заслугу, дескать, это он уговорил Ельцина начать переговоры с Шаймиевым.

Теперь самое главное обратить внимание на "факты". Хакимов утверждал, что вторжение планировалось в дни референдума в марте 1992-го, а Полторанин говорит в фильме то ли про ноябрь, то ли про декабрь 1992 года - Конституция Татарстана была принята в ноябре 1992 года.

Министр обороны Павел Грачев был, как известно, большим стратегом, но сбрасывать десантников с планеров вряд ли догадался бы. Да и было бы куда. На Казань? И с кем бы они воевали? А уж планы взорвать Пороховой завод в Казани, о котором тоже рассказал Полторанин, просто насмешили. После такого взрыва пол-Казани превратились бы в руины. Зачем мелочился Полторанин: надо было сразу про ядерный удар рассказывать. Жители сельских районов Татарии охотно поверят.

Не менее театральный, чем автор фильма, бывший режиссер Сергей Кургинян заявил, что "Россия должна поклониться Шаймиеву в ноги". Дескать, из-за него она не распалась. Вот оно как! Это про того самого Шаймиева, при котором Татария не платила налоги в федеральный бюджет до конца 1990-х. Подлинный федерализм, ничего не скажешь. Вот, оказывается, почему была спасена Россия.

Рамазан Абдулатипов заявил, что Шаймиев проводил в Татарии "политику скрытого федерализма", и "реформировал всю республику, все отрасли хозяйства", и в том числе... СМИ! Теперь понятно, почему в Татарии такие "свободные" СМИ, они - реформированные.

Депутат Госдумы Евгений Федоров заявил Караулову: "Шаймиев мешал многим...". Караулов удивляется с деланным драматизмом в голосе, как актер пятигорской оперетты: "Он мешал?". "Конечно, - говорит Федоров. - Он многим мешал". "Его могли убрать?" - также драматически спрашивает Караулов. "Могли", - отвечает депутат. Вот она Фудзияма несостоявшегося сюжета - несвершившаяся судьба провинциального Кеннеди. О том, кто мог "убрать" Шаймиева, ни слова.

Растрогал до слез рассказ артиста камаловского театра о том, как легендарный татарский режиссер Марсель Салимжанов, умирая в больнице, увидев обложку "Огонька" с портретом Шаймиева, принесенного ему в больницу, стал шептать "Минтимер,... Минтимер...". И умер.

Примечательно, что в карауловском киношедевре про Шаймиева говорят депутаты, бывшие депутаты, бывшие министры, нынешние министры, генеральные директоры и другая публика. И ни одного простого человека. То ли автор не нашел таких, то ли его целью было напомнить зрителю, что есть такой "великий Минтимер Шаймиев", то ли в утвержденном заказчиком сценарии не оказалось места для народа?

В фильме не было ни слова про выборы президента Татарии в 1991 и 1996 году, когда в бюллетенях была одна кандидатура - Шаймиев. Не было сказано ни про "бунт глав" в 1998 году, ни про то, как татарский "Дэн Сяопин" вытоптал все политическое поле в Татарии, отправив соперников то в отставку, то в Москву. И уж, конечно, ничего не рассказал Андрей Караулов про успехи на ниве бизнеса сыновей Шаймиева. Гордиться есть чем - "Форбс" не раз зачислял их в сотню самых богатых людей России.

Понятно, что история переписывается, и можно понять, когда переписывается через 100, 300 лет, но когда переписывается то, чему свидетелем были 90% еще живых зрителей - такое трудно не заметить и не удивиться. Как тут не вспомнить фронтовиков, которые в конце 1970-х ворчали по поводу "переломного сражения во Второй мировой войне на Малой Земле"...