Зачем Саркози ударил по Турции "армянской дубиной" - эксперты МГИМО
Москва, 24 декабря, 2011, 15:05 — ИА Регнум. После принятия во Франции законопроекта об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян, Турция отозвала своего посла из Парижа, а министры обеих стран пошатнули информационное поле "Турция - Евросоюз" целым рядом жестких, а порой и оскорбительных заявлений.
В 1915 году ВМС Франции эвакуировали беженцев-армян с побережья Турции, дабы спасти их от верной смерти. Почти 100 лет спустя, Франция и Турция снова оказались по разные стороны баррикад. Но вопрос геноцида армян в данном случае оказался лишь разменной монетой. Ключевой проблемой для России сегодня является понять, что стоит за происходящим и к чему это приведет.
Прежде всего, необходимо отметить, что Франция и ранее занимала достаточно жесткую позицию по отношению к Турции. Французы всегда стараются быть политкорректны, избегать резких высказываний, сглаживать углы в рамках ЕС. Однако в отношении Турции они практически перестали использовать замысловатые слова, стали выражать свои мысли прямо и конкретно.
Так, президент Франции Николя Саркози часто утверждал, что Турция не принадлежит к Европе, предлагал не давать Анкаре пустых обещаний, подчеркивал, что Турецкая Республика "может стать ассоциированным членом, а не полноправным участником" ЕС. Точка зрения многих французских политиков (например, Алена Жюппе, Бернара Кушнера, Пьера Лелуша) относительно вступления Турции в ЕС неоднократно менялась. Бывший премьер-министр Франции Ален Жюппе - теперь ярый противник расширения Евросоюза. Он заявил: "Когда речь идет о Турции, в игру вступают сердце и разум. С точки зрения сердца, я туркофил. Я люблю эту страну, и я часто там бывал. Это потрясающая страна, и жители ее такие же. Однако разум подсказывает мне, что сделать Турцию 28-ым или 29-ым государством Европы - значит изменить саму Европу. И я не слишком благосклонно к этому отношусь".
За жесткой позицией Франции в отношении Турции скрыта целая сцена противоречий. Незавуалированные критические высказывания в отношении Анкары стали нормой в Париже, что, прежде всего, связано с растущим недовольством французов миграцией. Власти Франции переводят внимание граждан с вопросов внутренних на вопросы внешние, тем самым вовлекают народ в дебаты о расширении ЕС, переключают их недовольство на турок, которые, как и проживающие во Франции арабы, преимущественно исповедуют ислам. Саркози не может напрямую критиковать своих арабских сожителей, которые моментально ответят ему погромами. В этой связи весь гнев коренных жителей за счет грамотной работы манипуляционной машины он переключает на Турцию.
Некоторые эксперты предполагают, что законопроект приурочен к предвыборной кампании Саркози. Судя по реакции мировой общественности и граждан вовлеченных в скандал стран, проблема, по-прежнему, готова взорвать информационное пространство. Французские политики по-разному охарактеризовали эту попытку защитить память о страшном эпизоде в армянской истории. Кто-то назвал законопроект "пародией на честную историю", кто-то "избирательными маневрами", а некоторые (и, вероятно, они ближе всего к истине) тонко завуалированной попыткой ЕС дистанцироваться от Турции.
Вполне возможно, что за текущим очередным витком ухудшения отношений между Парижем и Анкарой кроется противостояние на Ближнем Востоке и в Северной Африке, борьба за место под американским солнцем двух лидеров - Эрдогана и Саркози. Особенно актуально данное столкновение становится, если учитывать управляемую из-за океана неопределенность будущего положения Турции в сирийском вопросе и претензии Анкары на месторождения на юго-востоке Кипра и на севере Ирака.
Текущее столкновение между Францией и Турцией аккурат встраивается в более глобальный тренд - охлаждение отношений в поле Турецкая Республика - Евросоюз. Надвигающийся ледниковый период грядет неизбежно, учитывая трансформацию политического режима Турции в сторону создания собственной политической идеологии мягкого ислама в противовес жесткому исламизму иранского типа. Нельзя не встраивать текущий процесс и в концепт экономического кризиса, в частности - сложностей финансового характера в еврозоне. Именно они влияют на общественное мнение европейцев и на власть в контексте о возможности/невозможности расширения европейского пространства.
Иными словами, сегодня ни переживающему кризис ЕС, ни новой Турции не до интеграции. И в кратко- и среднесрочной перспективах, если не произойдет никакого форс-мажора, тенденция на ослабление евро-турецкого взаимодействия сохранится и лишь приумножится. Стратегически Турция стремится стать самостоятельной законодательницей мод - державой мирового уровня, а не частью размытого раздираемого противоречиями пространства.
Владимир Аватков - преподаватель турецкого языка военной кафедры и кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО(У) МИД России, научный сотрудник Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, координатор проектов Научно-образовательного форума по международным отношениям.
Анна Солодовникова - председатель Турецкого Клуба, студентка третьего курса факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Роспотребнадзор сообщил, что проверяет информацию о личинках в консервах
- Бетербиев бросил вызов победившему Тайсона блогеру