"Когда банк дает кредит без процентов, возникает вопрос, каков экономический смысл этой сделки, ведь целью банка, как и других субъектов предпринимательства, является зарабатывание прибыли". Так сегодня, 30 ноября, руководитель по коммуникациям Финансовой инспекции Эстонии Малле Алексиус прокомментировал эстонскому изданию "Деловые ведомости" скандал вокруг долговых обязательств объявленного банкротом крупнейшего ткацкого предприятия Эстонии фабрики Krenholm в Нарве. Издание отмечает, что самые крупные требования к объявленному банкротом предприятию предъявлены его же собственником - шведской фирмой и шведским банком, кредитовавшим данную фирму. Именно шведские предприятия, согласно банкротному законодательству, являются главными претендентами на удовлетворение требований, остальные же кредиторы, в том числе Налогово-таможенный департамент Эстонии, трудовой коллектив предприятия (более 1000 работников), а также коммунальные фирмы - поставщики воды, газа и тепла предприятию, рискуют остаться ни с чем.

Как выяснили журналисты, шведский банк Svenska Handelsbankeb AB (SH AB) в течение двух лет до объявления банкротства фабрики заключил с ее владельцами девять договоров о предоставлении кредитных линий. Причем, как подчеркивает издание, первые договора заключались в период с июля 2008 по апрель 2009 года, когда Krenholm уже был "стабильно убыточным". Несмотря на это, в 2010 году банк заключил с шведской фирмой еще четыре договора, на основании которых предоставил кредиты, но уже без процентов. Предоставление беспроцентного кредита ненормальное для банка явление само по себе, а если заемщик неплатежеспособен, то вызывает массу вопросов и подозрений, отмечают эстонские журналисты. Сообщается, что специалисты шведских банков в Эстонии не смогли объяснить газете логику действий Svenska Handelsbankeb AB, так как она им показалась "странной". Не пожелала комментировать ситуацию и Финансовая инспекция Швеции. Как заключают журналисты, единственное логическое объяснение случившемуся - форма сделки не отражает ее сути.

Как ИА REGNUM сообщало ранее, лишь после публикации в эстонских СМИ информации о предстоящем переносе в Швецию дата-центра по обслуживанию клиентов Эстонии, Латвии и Литвы крупнейшего в Прибалтике шведского Swedbank министерство внутренних дел Эстонии узнало о предстоящем серьезном изменении в регулировании финансовых потоков на территории государства. По мнению эстонского журналиста Андреса Райда, шведские банкиры воспользовались затруднением эстонской экономики, занявшись перераспределением собственности внутри некогда успешных эстонских предприятий. Предлагая испытывающим нехватку ликвидности предприятиям свою помощь, Swedbank и связанные с ним кредитные учреждения фактически забирают руководство предприятиями под свой контроль и становятся их владельцами, указывает Райд. Летом 2010 года было объявлено о принудительном банкротстве одного из крупнейших национальных предприятий Прибалтики по изготовлению пластиковых окон Glaskek, задолжавшего шведским финансовым учреждениям. В декабре 2010 года было объявлено банкротом крупнейшее текстильное предприятие Эстонии Krenholm. Накануне банкротства владеющий предприятием шведский инвестиционный фонд Boras Wafveri вывел крупные активы недвижимости из собственности предприятия.