За эти годы произошли серъезнейшие психологические нарушения в традиционной системе духовных ценностей армян, нравственные ориентиры - в упадке, резко возросла агрессивность. Все это обусловлено как тяжелым социальным положением, в котором пребывает большинство населения Армении, так и акцентируемыми со стороны властей критериями. Естественно, что в таких условиях зачастую причиной суицида могут стать именно социальные условия.

Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявила 30 сентября этнограф Грануш Харатян, комментируя по его просьбе причины участившихся в последнее время случаев самоубийства.

По ее словам, в настоящее время нет серьезных исследований по суицидальной тематике, а поэтому трудно "объективно и научно утверждать о чем-либо и, тем более, делать конкретные и однозначные заключения".

"К сожалению, я не владею большим фактографическим и исследовательским материалом, ибо такого попросту в Армении нет. Могу лишь привести в пример те явления и факты, с которыми сама лично столкнулась, когда мы проводили отдельные и локальные исследования", - сказала этнограф.

При этом она находит "принципиально важным подчеркнуть" тот факт, что "сейчас в армянских семьях есть большая агрессия, которая может стать, а в некоторых случаях так и происходит - причиной для самоубийства". Наиболее распространенным и характерным для Армении примером Харатян назвала крайне плохие жилищные условия и "перенаселенность квартир", когда, в частности, "в двухкомнатной квартире ютятся 16 человек - 2 брата с семьями, их разведенная сестра со своим ребенком и родители".

"Вы представляете их состояние. Да им просто некуда деться - ни друг от друга, ни от накапливающейся агрессии и отчаянья. И таких случаев очень много не только в Дилижане (город в Армении, находится в 100 км на северо-восток от Еревана - ИА REGNUM), где мы проводили исследование, но и по всей республике", - отметила эксперт.

Она также привела в пример "шокирующий и неправдоподобный случай", который произошел в Лори (область на севере Армении -ИА REGNUM).

"55-летний мужчина и глава семейства повесился, узнав, что его лишили социального пособия и нет возможности восстановиться в списках. И сумма-то была небольшая. Но он был безработным, а в его возрасте найти работу в Армении почти невозможно. Вот он от отчаяния и беспомощности предпочел поступить именно так", - сказала Харатян.

Как она добавила, по свидетельству соседей и домочадцев, с которыми исследователь беседовала сразу после этого случая, "он был не пьющим, не агрессивным".

"Или же женщина, которая на протяжении десятилетий страдает от притеснений мужа-пьяницы, имела несколько выкидышей из-за побоев, влачит жалкую материнскую долю с сыном-инвалидом, а тут еще две дочери возвращаются в дом после развода. Все они - потенциальные самоубийцы", - указала этнограф.

Вместе с тем, как она отметила, если бы в Армении действовали институты по оказанию психологической помощи, то можно было бы избежать очень многих "социальных суицидов".

"В развитых странах есть немало общественных организаций, в том числе финансируемых государством, которые помогают оказавшимся в кризисном состоянии людям - не только в психологическом, но и в материальном плане. Должна также отметить, что все эти страны, например, Дания, Швеция, Франция, Испания, Германия и немало других - достигли такого высокого уровня жизни именно при сохранении и развитии этих институтов", - пояснила Харатян.

По ее утверждению, население Армении крайне нуждается в таких институтах, поскольку "наше общество переживает глубокий психологический кризис, связанный, в первую очередь, с обесцениванием традиционной системы ценностей, благодаря которой нация смогла выжить в тяжелейших условиях".

"Наряду с унижением человеческого достоинства на каждом шагу, с чувством безнадежности, с неверием в наличие каких-либо перспектив и решений, населению постоянно твердят со всех трибун, что главное в этой жизни - деньги, прибыль, интерес. И ни слова не говорится о духовных ориентирах, о важности моральных качеств", - подчеркнула Харатян.

В этой связи исследователю совершенно непонятно, почему Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) как одна из мощнейших основ сохранения армянства "при таком кризисе и упадке ценностных ориентиров ни разу не призвала власти к покаянию и самоочищению".

"При этом все мы говорим об ААЦ как об истинной религии армян. Если это так, то почему за все это время ААЦ ни разу не обратилась к властям с призывом выйти из этого состояния греха и унижения. Почему не заявила: "Остановитесь! Не гонитесь так за деньгами. Вспомните о человечности, о народе, о родине - о всех наших армянских духовных ценностях!". Если наша вера истинна, то она должна вести нацию по прямому пути. Если же этого нет, то стоит ли говорить о необходимости для общества такого института как ААЦ", - заключила Харатян.