В редакцию ИА REGNUM поступило письмо Хасана Шейха-Mамуде - заслуженного журналиста Республики Армения, старшего редактора передач для езидов Общественного Радио Армении. В нем содержится ответ на статью председателя "Союза курдов Грузии" Виталия Набиева "Езидский вопрос в Армении или кто такой господин Азиз Тамоян?".

"У езидов есть замечательная пословица "Если болезнь не из самого дерева, то дерево не упадет" (на езидском "Wэки зэwала даре ьж даре нинвэ, к'этьна даре т'ьнэ"). Она как нельзя лучше характеризует позицию Виталия Набиева, вроде бы и гордящегося своей принадлежностью к езидам, но активно льющего воду на мельницу врагов нашего народа. Человек с отнюдь не езидским именем и окончанием фамилии (в чем нет, вроде бы, ничего страшного для человека, принадлежащего к негосударственному народу и выросшего в СССР), Набиев болезненно размышляет о судьбах езидов с армянскими окончаниями фамилий, якобы навязанными им армянским руководством. Нужно понимать, грузины тоже навязали езидам Грузии армянские окончания, ведь в Грузии многие езиды носят фамилии на -ян, а русские свои - Набиеву? Традиция этих окончаний, кстати, восходит к началу 20-го столетия, когда фамилий как таковых - в их нынешнем понимании - у езидов не было (упоминалось имя отца либо название клана), а при получении паспорта требовалось указать фамилию и отчество. Лишь болезненная фантазия способна усмотреть в этом злой умысел.

В своем отклике на интервью одного из признанных лидеров нашего народа - Азиза Тамояна, являющегося, кстати, не Главой Езидов Мира (как якобы иронично замечает Набиев), а главой общественной организации "Союз езидов мира" (действительно имеющей международный, всеезидский масштаб и авторитет) - Набиев не только демонстрирует свою неграмотность и неосведомленность по многим вопросам, но и переходит грани простой человеческой порядочности, допуская несправедливые выпады в адрес братского армянского народа, с которым мы столетия делили судьбу и сообща строили нашу общую Родину - Армению. Набиеву, обвиняющему армянский народ в "узурпации" езидской культуры, видимо, неизвестно, что именно армянские интеллектуалы еще в 19 веке первыми начали исследования по этнографии, культуре, религии езидов, издали первые образцы езидского фольклора, а езиды получили доступ к образованию в Восточной Армении: в 1898 и 1904 годах в селах Кондахсаз и Зор были открыты первые в мире школы для ездидов. Замечу, что и сейчас Армения единственная страна, где изданы учебники родного языка и литературы езидов для 1-8 классов школ, соавтором которых является и Азиз Тамоян.

Вся эта деятельность была продолжена и в Советской Армении и в новой, независимой Армении. Именно здесь действует всемирно признанная научная школа исследований по езидизму. Что поистине архиважно для нашего народа - именно в Армении сформировалось первое поколение езидской интеллигенции (разного рода "покровители" негосударственных народов пришли к этому гораздо позже и с вполне конкретными политическими целями, отнюдь не всегда совпадающими с целями самих езидов). Стоит ли еще раз повторяться, перечисляя героические страницы нашей совместной истории? Да и могла ли эта история быть иной, если именно среди армян езиды обрели Родину, спасаясь от преследований в Османской империи в основном со стороны курдов. Армения - единственная страна мира, где президент страны каждый год выступает с официальным поздравительным посланием в связи с езидским Новым Годом. "Езиды на протяжении веков жили бок о бок с нами, армянами. И сегодня, будучи одной из самых активных общин Армении и полноправными и законопослушными гражданами, вы вносите свой вклад в развитие нашей страны", - так охарактеризовал езидскую общину президент Армении Серж Саргсян в своем последнем послании.

Бесчестно и недостойно для езида искать политические причины езидской эмиграции из Армении. Немалое количество и самих армян были вынуждены покинуть родную землю в период навязанной со стороны Азербайджана войны, жесточайшего экономического кризиса и непрекращающейся блокады со стороны Турции. Тем не менее, езиды - выходцы из Армении, обосновавшиеся в России и прочих странах, поддерживают прочную связь с Родиной, с живущими здесь своими родственниками и духовенством. Они остаются патриотами своей страны и за ее пределами, повсюду из их уст можно услышать, помимо езидского языка, не менее родную для них армянскую речь. Я, конечно, не беру в расчет тех немногих недостойных сынов нашего народа, также подходящих под пословицу о "болезни дерева", которые ради подачек от разных антиармянских и антиезидских кругов готовы стать самыми ярыми критиками земли, приютившей наш многострадальный народ и нации, разделившей с нами свои достижения и блага. Все это отдает моральной нечистоплотностью - не торчат ли за писаниной Набиева длинные уши недоброжелателей, не жалеющих средств на все антиармянское и антиездиское?

Боюсь, именно к таким относится Виталий Набиев - человек с неезидскими принципами (а какое у него имя или окончание фамилии - совсем неважно, видит Бог!). О ситуации в Курдистане мне тоже многое известно не понаслышке. Мы постоянно мониторим все случаи жесточайшего притеснения езидов в "Курдистане", на Севере Ирака, и отмеченные в отчетах многих международных организаций. Кто, как не курдские радикалы, организовали взрыв на священных землях Лальша, унесший жизни более 160 езидов? Неужели вездесущая "Аль-Кайда" (и зачем ей именно езиды)? Или остатки саддамовской агентуры (которых явно всегда больше всего заботили именно курды)? Так что, вместо того, чтобы якобы "беспокоиться о судьбе езидов за пределами Курдистана", сначала надо навести порядок именно у себя в "Курдистане", где даже по признанию самого Набиева, в 21-ом веке езиды стоят перед каждодневной угрозой физического уничтожения!

Совсем не хочется осуждать при этом весь курдский народ, также столетиями притесняемый, гонимый, лишенный государственности, чьи проблемы и драмы нам близки и понятны. Но общие беды еще не повод смешивать нас в кучу и лишать возможности называться своим именем!

Кстати, единственное, пожалуй, верное высказывание Набиева касается нынешних хороших армяно-курдских отношений. А почему бы им не быть таковыми? Ведь и курды в Армении получили все то, что и наш народ, включая генерации интеллигенции, прекрасное образование, Союз курдских писателей, Курдское отделение Академии наук Армении, курдские радио, газету (да еще в то время, когда ни в одной другой стране мира курды не могли и мечтать обо всем этом)...

К сожалению, именно несостоявшиеся писаки типа Набиева постоянно стараются вбить клин в армяно-курдские и армяно-езидские отношения, сеять межнациональную рознь и неприязнь. Поначалу жаль было тратить время на эту реплику в адрес Набиева, но, надеюсь, сделал я это не напрасно - очень уж хотелось прояснить для несведующих некоторые вопросы, столь актуальные для нашего народа. А что касается самого Виталия Набиева, то на кого бы он ни работал - это не самый подготовленный кадр...

Хасане Шейх-Mамуде

Заслуженный журналист Республики Армения,

Старший редактор передач для езидов Общественного Радио Армении".