В Арбитражном суде Республики Татарстан началось рассмотрение иска прокурора Кировского района Казани Рафката Уразбаева к компании Metro Cash & Carry. Поводом для этого стало использование торговой сетью изображения мечети Кул Шариф, считающейся одним из символов Казани.

Весной этого года представители Metro Cash & Carry включили изображение мечети Кул Шариф в каталог, который распространялся среди казанских клиентов сети, сообщает издание "Бизнес Online". По мнению прокурора Рафката Уразбаева, в этом изображении присутствовало "сходство до степени смешения с товарным знаком", зарегистрированным Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником "Казанский кремль". В свою очередь представители ритейлинговой компании настаивают на своей правоте, поскольку, по их мнению, "Казанский кремль" зарегистрировал лишь фотографическое изображение мечети Кул Шариф, а в их каталоге присутствовало стилистическое, выполненное художником.

Что интересно, это далеко не первое дело, когда посредством прокуратуры музей-заповедник "Казанский кремль" пытается "урегулировать" свои отношения с коммерческими организациями. Год назад аналогичные процессы проходили с турфирмами и производителями сувенирной продукции, использовавшими изображения различных архитектурных объектов Казанского кремля. Итогом чего стало довольно забавное решение: теперь за подобную символику с туристических агентств и кустарей берется символическая плата - 30 рублей в год. И, что самое интересное, сам "Казанский кремль" всячески отрицает свою причастность к вышеупомянутым делам, переложив всю инициативу на прокуратуру.

"Безусловно, если за собственником зарегистрированы права на тот или иной символ, то по закону он имеет право требовать плату за использование его изображения, - поделился с ИА REGNUM своим мнением по этому вопросу казанский предприниматель, председатель Совета директоров холдинга "Информационные системы" Марат Бикмуллин. - Но, по уму, нужно было бы только радоваться тому, что кто-то бесплатно рекламирует то, что тебе принадлежит (хотя, в случае с Казанским кремлем определение "принадлежит" звучит несколько странно). Например, у меня есть свои фирмы, и я бы только приветствовал тех людей или компании, которые по собственной инициативе стали бы размещать их логотипы на майках, бейсболках, ручках и где-то еще".

"В своих работах я нередко использую образ мечети Кул Шариф, - признается художник, член Союза художников России Альфрид Шаймарданов, - Что же мне теперь каждый раз идти на поклон в музей-заповедник и за это деньги платить? Подобное решение, на мой взгляд, попахивает некоторым идиотизмом. И сразу вспоминается подобная "инновация", когда несколько лет назад за вход в Казанский кремль пробовали брать плату. Но потом, наконец, поняли неуместность такого шага, и отказались от него".

"Мне подобная инициатива прокуратуры кажется довольно абсурдной, - полагает председатель Общества ревнителей истории (Казань) Василий Ордынский, - Преследовать за, по сути, рекламу Казани, ее исторических достопримечательностей, близких каждому жителю города и республики? Неужели слуги закона не понимают, что подобная деятельность способствует притоку туристов в наш город, что, со своей стороны, обеспечивает дополнительные поступления в муниципальный бюджет и придает городу инвестиционную привлекательность? Создается ощущение, что прокурорские работники не по назначению расходуют наши деньги - деньги налогоплательщиков, занимаясь отнюдь не тем, чего от них хочет общество".