В процессе молдавско-приднестровского урегулирования, возможно, намечается переломный момент. Об этом пишет украинский эксперт Виталий Кулик в издании "Зеркало недели. Украина" (№19, 27 мая - 03 июня 2011).

"Основная интрига заключается в том, будут ли возобновлены в июне этого года официальные переговоры по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Впервые после пяти лет паузы с момента последнего переговорного раунда предварительно согласованы дата и место официальной встречи участников формата "5+2". До этого момента Тирасполь, явно не без поддержки российских партнеров, - полагает автор, - блокировал возможность возобновления переговоров, требуя нормализации внешнеэкономической деятельности региона и международных гарантий реализации ранее достигнутых договоренностей (речь, в частности, об отмене введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке ЕС, в нарушение подписанного в т.ч. и Киевом Меморандума 1997 года, предусматривающего свободу внешнеэкономической деятельности ПМР, действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM)".

Далее эксперт, со ссылкой на источники издания, утверждает, что тематика Приднестровья была выбрана Россией и Германией в качестве "пилотного проекта" для перехода к более предметным дискуссиям по проблемам европейской безопасности между Россией и ЕС. "Более конкретно речь идет об идее создания комитета по вопросам внешней политики и безопасности на уровне глав внешнеполитических ведомств РФ и Евросоюза. Год назад Меркель и Медведев даже подписали соответствующий меморандум. Однако разница в подходах к реализации его положений не позволяла до последнего момента сдвинуться практически с этого направления (Россия предлагает создать комитет на уровне Лавров - Эштон, в рамках которого разрешить судьбу Приднестровья, в то время как ЕС хотел бы видеть конкретные шаги Москвы навстречу, в частности относительно приднестровского конфликта в качестве предпосылки для создания этой структуры). Одним словом, вечером деньги - утром стулья. Казалось, вопрос "завис", однако высокий уровень ставок в игре вынудил стороны продолжить поиски дипломатических развязок", - пишет Кулик.

"Буквально в начале этой недели министры иностранных дел Польши, Германии и России провели "откровенную беседу" об отношениях России и Евросоюза. Одной из ведущих тем переговоров стал вопрос неразрешенного конфликта в Приднестровье. Министры Германии и Польши пытались убедить главу российской дипломатии в необходимости отказаться от поддержки непризнанной республики. Как ни сказочно выглядят посылы Евросоюза о возможной отмене визового режима с Россией (сделай только Москва добрый жест в адрес Запада), для уха российского обывателя они звучат крайне приятно, - полагает автор. - И в Кремле это понимают: ведь меньше чем через год выборы президента РФ. Поэтому в последнее время диссонанс в подходах силовиков (а также отдельных представителей МИД РФ) и администрации президента по поводу приднестровского вопроса становится все более заметен со стороны. Тем не менее Москва уже как минимум дала "отмашку" на начало официальных переговоров в формате "5+2". Вопрос остается только в том, а что же высокие стороны будут обсуждать на этих переговорах? Со слов анонимных дипломатических источников, на данном этапе существует по крайней мере несколько подготовленных разными игроками проектов документов, на основе которых должен начаться переговорный процесс в формате "5+2". Все понимают, что такие проекты требуют дополнительной проработки и поддержки со стороны остальных участников, иначе переговоры сорвутся, даже не начавшись. Тем не менее многие пытаются путем различных маневров продвинуть именно свой вариант".

"Киев, по имеющимся данным, не намерен участвовать в гонке проектов: свою роль в этом процессе на Михайловской площади видят в содействии сближению подходов остальных участников переговоров, включая стороны конфликта, - продолжает Кулик. - В начале июня этого года в Одессе ожидается проведение встречи министров иностранных дел Украины и России, одним из центральных вопросов которой, по всей видимости, будет приднестровское урегулирование".

"В этой ситуации растет международный прессинг и на стороны конфликта - Кишинев и Тирасполь. Говорят, что Москва пригрозила Игорю Смирнову отказом в поддержке на следующих выборах, если тот будет продолжать упрямиться. Правящей коалиции в Молдавии также несладко. Кремль дает Кишиневу четко понять по поводу перспектив приднестровского урегулирования: "сейчас или никогда". Довольно показательно, что молдавский министр иностранных дел в эту среду публично выразил сомнения в возможности возобновления официальных переговоров в формате "5+2" до конца этого года, сославшись на отсутствие общего видения переговорщиков относительно условий и основы их восстановления в официальном статусе. Возможно, такое заявление явилось следствием активного давления на Кишинев со стороны ряда участников переговорного процесса", - подводит итог Виталий Кулик.

ИА REGNUM напоминает, что с июня 2010 года, когда президентом России Дмитрием Медведевым и канцлером Германии Ангелой Меркель был подписан Меморандум о создании комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, темы безвизового режима между РФ и ЕС и молдавско-приднестровского урегулирования неизменно соседствуют в обсуждениях российских и европейских представителей. После подписания этого Меморандума в СМИ Германии появились публикации, в которых утверждалось, что ЕС "наградит" Россию за вывод войск из Приднестровской Молдавской Республики безвизовым режимом. Тема "торга" между Россией и ЕС - Приднестровье в обмен на безвизовый режим - была тогда сразу же поддержана СМИ Молдавии, Румынии и Польши.

Напомним также, что заявление Медведева после встречи с лидерами Германии и Франции в октябре 2010 года, в котором он назвал де-факто участвовавшую в агрессии против ПМР Румынию "стороной", от которой в том числе зависит успех переговоров по Приднестровью, было сделано через неделю после визита Меркель в Бухарест, где она призвала румынское руководство содействовать молдавско-приднестровскому урегулированию и назвала "взаимным" интерес Берлина и Бухареста в этом вопросе. В Молдавии и Румынии заявление Медведева было воспринято как приглашение "поучаствовать" в урегулировании конфликта на Днестре. После чего о своем желании "поучаствовать" в этом процессе заявили также Польша и Италия.

При этом ни Германия, ни прочие упомянутые "участники" не входят ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, а ЕС имеет лишь статус наблюдателя в "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию".