В Татарстане из-за нехватки церквей решили использовать храм-автобус
Москва, 25 мая, 2011, 15:54 — ИА Регнум. Использовать в качестве храма обыкновенный автобус решили настоятель-энтузиаст из Свято-Троицкого собора города Заинска и его сподвижники-миссионеры. Пойти на это молодого священника заставили реалии татарстанской жизни: в большинстве деревень Заинского и соседнего Альметьевского районов, куда намерена направиться миссия на колесах, православные храмы не сохранились.
Ранее о. Андрей (Стребков) и его добровольные помощники из числа заинской православной молодежи пробовали служить в импровизированном "храме-палатке", который привозили с собой на автобусе. Но такая непрочная конструкция подвергалась нещадным атакам ветра и была крайне ненадежной. В итоге, в местном АТП был куплен списанный автобус, который привели в божеский вид. Теперь у храма-автобуса имеется даже собственный съемный купол.
В середине июля миссионеры намерены отправиться в свою первую поездку. Помимо служб они будут показывать деревенским жителям кукольные спектакли, пропагандирующие христианские ценности. Подобные "туры" будут совершаться только в течение лета, поскольку о. Андрей обоснованно опасается, что машина с десятилетним стажем службы в АТП может попросту не выдержать сельского бездорожья.
В то время, пока в одних районах Татарстана православные страдают от нехватки храмов, в других эти храмы, по словам самих священников, "пребывают в мерзости запустения". В республике сегодня можно увидеть некогда величественные, а ныне полуразрушенные и забытые православные церкви и соборы. Эта ситуация, свидетельствующая как о пассивности Казанского епархиального управления, так и об особенностях политики Казанского кремля, нашла отражение в выставке фотографа-любителя Андрея Черенкова, которая состоялась в Музее изобразительных искусств Татарстана.
"Это огромная проблема, - считает Черенков. - Некоторым храмам по 300 лет, но до них никому нет дела, они продолжают медленно разрушаться. Я считаю, что будь ты хоть неверующий человек - все равно должен сделать все для того, чтобы спасти эту красоту. Хотя бы потому, что она неповторима, за ней - наша история. К сожалению, вокруг некоторых старинных церквей давно нет деревень и людей, а в некоторых местах жители просто не хотят заниматься этим, ссылаясь на нехватку средств. Я находил такие храмы, о которых не знали даже в нашей епархии!".
И, похоже, даже не хотят знать, поскольку на открытии выставки не было ни приглашенного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, ни каких-либо иных представителей Казанской епархии. Это притом, что сам Черенков состоит у местного священноначалия на хорошем счету и имеет церковные награды за восстановление Благовещенского собора в Казанском кремле. Но, видимо, проблема разрушенных и невозвращенных храмов не является актуальной для епархиального руководства, равно как и не волнует его своеобразное отношение к православию со стороны татарстанской элиты.
На 1,5 млн русского православного "по умолчанию" населения республики приходится всего 221 храм. В то время как на 2 млн татар (далеко не все из них - мусульмане) - более 1300 мечетей. При этом сами мусульмане констатируют, что значительное число мечетей на сегодняшний день пустуют. Можно обратить внимание и на такие демонстративные проявления татарстанской политики, как Музей государственности Татарстана, размещенный в здании Дворцовой (Духосошественской) церкви, и нежелание восстанавливать колокольню Благовещенского собора в Казанском кремле, установка музейных экспозиций в Успенской церкви Болгарского городища, фактический отказ передачи колокольни Богоявленского собора. О возведении помпезного дворца Министерства сельского хозяйства Татарстана на фоне полуразрушенного комплекса построек Казанского Богородицкого монастыря, основанного на месте обретения чудотворной иконы Казанской Божией матери ИА REGNUM уже сообщало. Однако руководство Казанской епархии не выказывает какого-либо возмущения по вышеприведенным фактам, зато архиепископ Анастасий по первому зову из аппарата президента отправляется в Казанский кремль демонстрировать высоким иностранным гостям толерантность региона.
"Проблема состоит в том, что на восстановление храмов у епархии попросту не хватает средств, - поделился своим видением проблемы с ИА REGNUM секретарь Казанской епархии о. Александр Павлов. - С другой стороны нужно четко понимать, что храмы, в первую очередь, строятся не для Бога, а для людей. И задаваться вопросом: если они стоят в запустении - нужны ли они людям, живущим вокруг? Мы же не можем никого вести в церковь насильно".
На вопрос, почему при нехватке средств многие священнослужители, в том числе и монашествующие позволяют себе передвигаться на дорогих джипах, епархиальный чиновник ответил, что "не готов рассуждать на эту тему" и что "каждый такой случай следует рассматривать отдельно".
В контексте этих слов хочется вспомнить про полупустые мечети, которые массово возводились по всему Татарстану в 1990-е годы, но, видимо, по иным соображениям, нежели желание или нежелание окрестных жителей посещать их. А также Евангелие, где говорится о том, что когда Господь шел с проповедью к людям, то далеко не всегда рассчитывал на ответное понимание и радушный прием.
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Роспотребнадзор сообщил, что проверяет информацию о личинках в консервах
- Бетербиев бросил вызов победившему Тайсона блогеру