Участник интеллектуальных игр, изобретатель и политический консультант Анатолий Вассерман выступил в своей традиционной телерубрике "Реакция Вассермана" на канале НТВ по поводу присяги президента Татарстана. Как сообщало ИА REGNUM, в клятве, которую дал Рустам Минниханов в марте 2010 года, были обнаружены несоответствия законодательству России.

Верховный суд Российской Федерации подтвердил решение Верховного суда Татарстана. В тексте присяги президента республики обнаружено множество несоответствий действующим федеральным законам. Ведь текст принят 4 июля 1991 года, в разгар парада суверенитетов, развалившего нашу страну. Верховный суд России признал недействительными многие положения инаугурационной клятвы президента Татарстана. Обещание обеспечивать государственный суверенитет республики отменяется. Зато добавят обязательство соблюдать федеральное законодательство. Требование прокуратуры удовлетворено частично: клятву служить народу Татарстана, а не всей РФ и её Конституции, может отменить только Конституционный суд.

Если присяга недействительна - власть лишена полномочий. Значит, найдётся кому провозгласить кампанию неповиновения. Не зря американские президенты при малейшей оговорке тут же повторяют присягу верно. Форма обеспечивает содержание. В Татарстане такая мера кажется многим необязательной. Но лично я бы на месте Рустама Нургалиевича Минниханова принёс повторную присягу, не дожидаясь криков толпы: "А президент-то ненастоящий!". А на месте Дмитрия Анатольевича Медведева напомнил бы Минниханову слова Станислава Ежи Беноновича де Туш-Летц: "Жизнь принуждает нас ко многим добровольным поступкам".

Местные законы не могут противоречить общегосударственным. Попустительство создаёт почву для нацистского хулиганства в галицком духе, как на Украине, или даже разбойного беспредела, как в Чечне при Дудаеве и Масхадове.

В конституциях некоторых республик до сих пор сохранились заявления про образование суверенного государства на основании самоопределения титульной нации. А в 2010 году федеральный закон запретил использовать названия федеральных органов власти в наименованиях законодательных органов регионов, а главам субъектов федерации называться президентами.

Федеральной власти пока не удаётся в полной мере убедить автономии следовать единому российскому стандарту. Глядя на это, горячие головы из русских граждан России задают вопрос: почему тогда в общероссийской конституции не прописаны права "титульной национальности". А некоторые и вовсе предлагают пойти по пагубному для единства страны пути "русской автономной республики".

И пока регионы не следуют общефедеральной норме, почва для таких призывов остаётся.