На Ближнем и Среднем Востоке идет инициированная событиями в арабских странах борьба между тремя геополитическими проектами - между проектом "Большого Ближнего Востока", исламистским проектом и разработанным под руководством действующего главы МИД Турции Ахмеда Давудоглу проектом "неоосманизма". Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 29 апреля на встрече с журналистами директор института Востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян.

В основе арабских событий и последовавших за ним процессов, по словам эксперта, лежат те коренные перемены, которые были вызваны с появлением интернета в жизни человека. Эти перемены Сафрастян сравнил с теми метаморфозами, которые произошли в мировосприятии человечества после Великой французской революции. "Интернет, по сути, создал параллельную, виртуальную реальность, которая стала влиять на социальные и политическое процессы, происходящие в реальной жизни человека, и в результате этого, те системы, которые существовали до этого времени, стали уязвимыми и наконец развалились", - отметил Сафрастян.

Описывая вышеназванные геополитические проекты, востоковед отметил, что самим живучим из них является исламистский проект, носители которого ("Аль Каида", "Братья мусульмане", "Хезболла" и т.д.) борются против глобализации и вестернизации исламского Ближнего Востока и часто "проявляют себя как сторонники радикальных решений". Что касается программы "неоосманизма", то, по словам эксперта, она изначально имеет целью собрать все бывшие составные части Османской империи в одно сообщество под руководством Турции. "Однако, эта идея имеет очень мало шансов реализоваться, так как у народов, заселяющих территории от Марокко до Кавказа в памяти нет никаких светлых точек, связанных с периодом владычества Османской империи", - сказал Сафрастян.

Говоря о воздействии перемен в арабских странах на жизнь проживающих в них армян, Сафрастян отметил, что у армян многовековой опыт совместной жизни в арабской среде, "и несмотря на то, что прежние режимы создали определенные условия для благополучной жизни армянских общин, тем не менее, можно надеяться, что и после их свержения местные армяне "найдут язык" с новыми режимами, кто бы впоследствии не пришел к власти". То же самое, по словам эксперта, касается и собственно армянского государства, у которого были довольно теплые отношения с арабскими странами, в частности, с Египтом периода Мубарака и Сирией.

Что же касается изжеванного вопроса о том, насколько события в арабском мире могут повлиять на процессы в Армении, Рубен Сафрастян заметил, "несмотря на то, что географически Армения находится в Ближнем Востоке, процессы в республике идут по другим закономерностям, характерным для стран бывшего СССР". "Здесь также действуют несколько геополитических проектов,- сказал эксперт. - так называемые "консерваторские" поддерживают стремление России удержать страны постсоветского пространства в зоне своего влияния с одной стороны, и различные "оранжевые" проекты, соответственно преследующие цель вывести эти страны из-под влияния Москвы".