"Идея президента Грузии Михаила Саакашвили "объединить Кавказ" и пригласить к сотрудничеству Турцию - это просто риторика, считает польский эксперт, аналитик Института международных дел в Варшаве Томаш Сикорски. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM польский эксперт заявил, что Саакашвили, тем не менее, близка концепция "объединенного Кавказа".

"Он понимает, что стабилизация, а лучше разрешение нагорно-карабахского конфликта принесло бы выгоду всем странам региона, поскольку увеличило бы его инвестиционную безопасность. С Турцией же Грузию связывают теплые отношения. Грузия является важной транзитной страной между Турцией и Азербайджаном. По территории Грузии проходят трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум, строится железная дорога Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, которая не только облегчит транспортное сообщение между Каспийским бассейном и восточными территориями Турции, но и создаст дополнительную связь между востоком и западом Грузии и улучшит интеграцию страны", - заявил он.

Тем не менее, по мнению Сикорского, концепция президента Саакашвили, предполагающая интеграцию всех стран Кавказа между собой и с Турцией, остается нереальной. "С уверенностью можно сказать, что будут развиваться экономические отношения между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Неплохим представляется и сотрудничество Грузии с Арменией и транзит между Грузией и Ираном через территорию Армении. Но я не вижу возможности нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, как и между Арменией и Турцией. Карабахский вопрос исключает возможность какого-либо сотрудничества", - заявил он.

Польский эксперт отмечает, что изоляция Армении со стороны Азербайджана и Турции в определенной степени на руку Грузии. "Именно благодаря тому, что отрезаны транспортные соединения через Армению, транзит Баку-Турция пролегает через Грузию. Поэтому с нуля строится железная дорога через Ахалкалаки, в то время как рельсы проложенные по территории Армении зарастают травой. Где-то благодаря карабахской войне трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум проложены по такой, а не иной трассе. Естественно, гипотетически, если бы завтра Армения и Азербайджан заключили бы соглашение, Грузия не потеряла бы свое значение в качестве транзитной страны. Полного значения не потеряет, но в какой-то степени - да. А поскольку такой возможности нет, Грузия продолжает оставаться окном на Запад для Каспийского региона", - отметил он.

С другой стороны, по мнению Сикорского, пока рано говорить об экономической интеграции Азербайджана и Грузии несмотря на то, что это сотрудничество выгодно обеим сторонам. "Экономическая система Азербайджана весьма закрыта. Большую роль в ней играют власти. Не в их интересах введение прозрачных норм торговли и международных инвестиций, которые были бы необходимы в случае создания будь то зоны свободной торговли или таможенного союза между Азербайджаном и Грузией. Следовательно о чем вообще речь? Ведь Азербайджан не является даже членом ВТО, сознательно отказывается от выгод, которые можно получить в случае введения справедливых и ясных критериев торговли. С учетом этого, я не вижу возможности создания каких-либо совместных экономических структур между Баку и Тбилиси. Торговля - да, сотрудничество - да, интеграция - нет", - заявил он.

Томаш Сикорски уверен, что не получится какого-либо реального сотрудничества и с Северным Кавказом. "Это - часть России. Какие-либо соглашения в сфере экономики должны пройти утверждение в Москве. Но в ситуации нынешних отношений между Россией и Грузией трудно быть оптимистом. Хорошо, что КПП "Верхний Ларс" -"Казбеги" вообще действует", - заявил он.

Не верит Сикорски и в открытие армяно-турецкой границы. "Есть конечно экономические предпосылки, чтобы отрыть границу, но в этом случае не экономика решает. Более того, здесь не решает даже Турция. Ключом к этому является Нагорный Карабах", - заявил он.