2011 год может стать тем рубиконом, по результатам которого станет ясно, возможно ли присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Молдавии в принципе. Об этом пишет украинский политолог Виталий Кулик в статье для газеты "Зеркало недели" (№5, 11 - 17 февраля 2011 года).

"Повышение привлекательности Молдавии и углубление сотрудничества с Евросоюзом является крайне важным фактором для скорейшей реинтеграции страны. Однако молдавская власть должна не только рассчитывать на помощь Запада, а и сама продемонстрировать необходимую политическую волю и гибкость для урегулирования конфликта, причем уже в ближайшей перспективе. Сегодняшний момент является своего рода историческим: впервые за 20 лет существования приднестровского конфликта эта проблема вошла в топ-повестку России и ЕС. Однако вполне очевидно, что такой интерес имеет достаточно ограниченные временные рамки: если руководство Молдавии не воспользуется моментом, эта страна рискует вскоре раз и навсегда остаться наедине со своей проблемой", - отмечает украинский эксперт.

Далее Кулик пишет: "Зададимся вопросом: удастся ли в ближайшей перспективе сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс по приднестровскому урегулированию, активным участником которого традиционно любит позиционировать себя Киев?"

"Начнем с вероятных шагов Москвы, рассчитывавшей на формирование в Молдавии лояльной Кремлю коалиции, которая могла бы стать удобным партнером для российской стороны, в том числе и в вопросе разрешения приднестровского конфликта. Безусловно, тезис российских политологов о том, что Москва готова с кем угодно работать в Кишиневе, лишь бы не с экс-врио президента Михаем Гимпу, имеет под собой определенную почву. Однако наблюдать в Молдавии левоцентристскую коалицию во главе со своими давними союзниками - молдавскими коммунистами - Москве было бы гораздо приятнее, чем существующий сегодня либерально-демократический альянс", - пишет Кулик.

"В сложившейся ситуации у Кремля сегодня два основных варианта поведения: 1) рискнуть "протащить" свой План Козака-2 или же 2) приступить к дальнейшей консервации приднестровского конфликта, расставшись с иллюзиями его решения в выгодном для себя ключе", - считает украинский эксперт.

"Ни для кого, наверное, не секрет, что ратификация так называемого Плана Козака-2 существующим сегодня составом молдавского парламента является гораздо более сложным вопросом, чем, скажем, прохождение через Верховную Раду Украины соглашения по Черноморскому флоту в 2010 г. Руководство Приднестровья также, очевидно, не в восторге от планов Кремля "склеить" непризнанную республику с Правобережной Молдавией. Плюс ко всему и Киев наверняка сто раз взвесит, стоит ли усложнять и так непростой на сегодня диалог с Евросоюзом в результате кулуарной сделки с Москвой по приднестровскому урегулированию. Тем более что потенциальные позитивы российско-украинского тандема отнюдь не бесспорны: общеизвестна практика, когда участие в совместных с Москвой проектах заканчивается лишь разделением политических рисков. Понимая сложность существующей ситуации, Москва, видимо, пойдет по второму пути - продемонстрирует Западу готовность идти на компромисс в приднестровском вопросе, надавив на Тирасполь в вопросе возобновления "официальных" переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). На самом же деле такая линия поведения будет означать не что иное, как дальнейшую консервацию Москвой процесса урегулирования", - пишет Кулик.

"Дело в том, что сам формат "5+2" является консультативным, поэтому сколько бы ни "хмурили чело" американские, европейские, ОБСЕшные и прочие, в том числе украинские дипломаты относительно формулы урегулирования конфликта, все равно окончательное слово в этом вопросе остается за руководством Молдавии и Приднестровья. Последним документом, официально представленным на столе переговоров в формате "5+2" был План Ющенко (предполагавший замену российских миротворцев на украинских, разоружение приднестровской армии и предоставление Приднестровью автономии в составе Молдавии - прим. ИА REGNUM). Остальные более поздние разработки, в т.ч. так называемый молдавский пакетный подход, даже не удосужились чести официального обсуждения ("Пакетные" предложения по молдавско-приднестровскому урегулированию, которыми экс-президент Молдавии Владимир Воронин по мере приближения апрельских выборов 2009 года очень долго "интриговал" заинтересованные стороны и общественность, были переданы им президенту ПМР Игорю Смирнову во время их встречи 4 декабря 2008 года. "Пакетные" предложения Воронина, оказавшиеся изложением закона "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья", принятого парламентом Молдавии в одностороннем порядке 22 июля 2005 года и устанавливающего статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению", были официально отвергнуты Приднестровьем в феврале 2009 года. Позиция ПМР неизменно основывается на результатах проведенного в республике 17 сентября 2006 года референдума, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM). В нынешних условиях любая инициатива, выдвинутая одной стороной конфликта, скорее всего, будет "торпедирована" контрпроектом другой стороны. Таким образом, готовность Москвы способствовать возобновлению полноценных консультаций в формате "5+2" (в условиях отсутствия какой-либо основы для переговоров и с учетом консультативного характера указанного переговорного механизма), возможно, всего лишь уловка для получения политических дивидендов в своем диалоге с той же Германией, которая в последнее время проявляет особый интерес к процессу приднестровского урегулирования. За этим переговорным фасадом Москва будет продолжать консервацию конфликта в Приднестровье. Вероятно, уже в ближайшей перспективе Тирасполю следует ожидать не только ставшего нормой неукоснительного следования "рекомендациям" из Белокаменной, а и "десанта парашютистов" - назначенцев из Москвы на ключевые министерские должности в регионе", - прогнозирует украинский эксперт.

В завершение Кулик, напоминая о создании либерально-демократической коалиции, увеличении в несколько раз технической и финансовой помощи Молдавии со стороны Евросоюза, а также предоставлении плана по либерализации визового режима с ЕС, аналогичного тому, который в ноябре 2010 года получила Украина, делает вывод, что в Европе не имеют особых иллюзий относительно алгоритма действий Москвы на приднестровском направлении, поэтому также "не сидят сложа руки". Эксперт уверен, что видимая поддержка нынешней власти в Молдавии со стороны Запада дает свои плоды и каждые следующие выборы будут неуклонно сокращать политический вес молдавских коммунистов.

Справка ИА REGNUM: "Давний союзник Москвы" Партия коммунистов Республики Молдова придя к власти в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное государство России и Белоруссии уже в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. Впоследствии коммунисты, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка, а в 2003 году лидер ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию приднестровского конфликта. После этого политика ПКРМ приобрела еще более ярко выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 года Воронин шел при поддержке Траяна Бэсеску, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, заключив при этом в парламенте политический союз с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки. В ходе второго президентского срока Воронина Молдавия резко интенсифицировала сотрудничество с НАТО, подписав в 2006 году Индивидуальный план действий Молдавия - НАТО (IPAP) и заявив устами тогдашнего спикера парламента от ПКРМ Мариана Лупу о намерении стать частью пространства НАТО, а устами министра иностранных дел и европейской интеграции Андрея Стратана - о желании видеть НАТО посредником в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта. На резко антироссийскую риторику и политику коммунистического Кишинева Россия ответила запретом на поставки молдавских вин на российский рынок, что нанесло существенный урон экономике Молдавии. Потеряв власть в 2009 году, Партия коммунистов опять вернулась к пророссийской риторике, снова заявив о планах интеграции на постсоветском пространстве, на этот раз - в рамках Таможенного союза. В то же время на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, лидер ПКРМ Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка в Молдавии до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык - молдавский.