Василий Лихачев - бывший вице-президент Татарстана, а ныне - заместитель министра юстиции России после долгих лет медийного забвения снова становится публичным политиком. В издании "Аргументы недели" вышло его интервью, где Лихачев вспоминает события времен "становления" татарстанского суверенитета и размышляет о национальном вопросе в России. В частности, Василий Лихачев повторяет утверждение бывшего политсоветника Минтимера Шаймиева Рафаэля Хакимова о войсках, которые Борис Ельцин планировал вести на Казань, а также "о медвежьих телодвижениях Федерального центра". Известный казанский публицист Лев Овруцкий, хорошо помнящий те события, дал ИА REGNUM свой комментарий по теме.

Рассуждая о кризисе в отношениях Казани и федерального центра в начале 1990-х, Василий Лихачев, бывший в те времена вице-президентом Татарстана, в замечательно неуклюжих выражениях замечает, что "в Татарстане русские и татары никогда не рассматривали себя как врагов.... Эта спайка на уровне менталитета позволила руководству РТ выйти из кризиса".

Это суждение дает методологически верный ключ к пониманию чеченских событий. Очевидно, в начале 1990-х там подобной спайки менталитетов чеченцев и русских не наблюдалось, однако со временем спайка все же дала о себе знать - правда, для этого понадобилось две кровопролитные кампании.

Что касается самого кризиса, то тогдашний вице-президент не упоминает о его причинах, в частности, о том, что Татарстан объявил себя "суверенным государством и субъектом международного права", лишь "ассоциированным с Россией", и на этом основании отказался перечислять в федеральный центр часть собираемых на его территории налогов, зато считает нелишним добавить, что кризис "усиливался "медвежьими" телодвижениями Федерального центра".

Говоря о межнациональных отношениях в современной России, особенно в свете домодедовской трагедии, Василий Лихачев говорит удивительные вещи. Во-первых, "сегодня на Северном Кавказе вулканизация идет от оргпреступности. Тиражируется исламистский фактор. Отсюда - активизация ваххабитов. И эти линии разлома поддерживаются спеццентрами Ближнего Востока, западными разведками".

Итак, во всем повинны, как всегда, ЦРУ и Моссад. В том, что это не оговорка, убеждает уточняющий вопрос интервьюера: "Надеются за Ла-Маншем отсидеться?" Невольно напрашивается другой вопрос: стоило ли шесть лет пребывать в должности постоянного представителя России в Европейском сообществе, чтобы придти к сколь очевидному, столь и сакраментальному выводу, что "англичанка гадит"?

Во-вторых, по мнению Василия Лихачева Россия делает непоправимую ошибку, полагаясь лишь на экономическое развитие, которое естественным образом лишает почвы экстремизм и терроризм. Беда в том, что государство забыло о душе, духовности и культуре. "Узнав душу человека, вряд ли возникнет желание бить его по лицу или взрывать только потому, что у него другие разрез глаз и цвет волос".

Иными словами, терроризм кончится тогда, когда взрывающий ближе познакомится со взрываемыми. В этой связи замминистра обрушивается на гастрольную политику столичных театров, редко дающих представления в национальных регионах, а также на ведущие ТВ-каналы, где голливудская стрельба, пальба и сплошное противопоставление русских кавказцам.

Конечно, столь возвышенный взгляд делает честь государственному разуму г-на Лихачева, и можно лишь сожалеть, что занятость по службе не позволяет ему заглянуть в программы ведущих ТВ-каналов: тогда бы он убедился, что Голливудом там давно уже не пахнет и что, напротив, там доминируют тихие и вполне семейные сериалы. Поскольку взрывы все же продолжаются, легко предположить, что потенциальные террористы сериалы эти не смотрят, в прекрасные души русских героев не проникают, а почему они так поступают, неизвестно.

Наконец, в-третьих, замминистра совершает неслыханный в анналах своего министерства поступок: он критикует президента РФ за то, что тот отказался воссоздать Министерство по делам национальностей. Тем самым он, по моей версии, просто напрашивается на отставку с поста замминистра юстиции и на отправку его в почетную ссылку куда-нибудь заграницу.

Как иронически замечал Рафаэль Хакимов, бывший советник президента РТ, Лихачев - вообще "политик европейского масштаба". В этой связи вспоминается эпизод из моих бесед с Хакимовым (вышедших в 2000 году в виде книги - прим. ИА REGNUM). Речь шла о подготовке "Договора-94" (Договора о разграничении полномочий можду Россией и Татарстаном - прим. ИА REGNUM) и о появлении в его тексте совсем необязательной 4-й статьи, где перечислялось, что находится в исключительном ведении РФ.

"Хакимов: Появление этой статьи стало одной из причин конфликта с Лихачевым. Ведь когда первый раз Шаймиев с Ельциным встречался официально, то на столе лежал проект, в котором не было этой статьи, и Ельцин был готов и без этой статьи обсуждать. Он не говорил: давайте включим эту статью, он на этом не настаивал. Зачем надо было ее вставлять? Мало ли какие были личные интересы?

Овруцкий: Что вы имеете в виду?

- Он хотел быть послом в какой-нибудь стране.

- И что для этого нужно было? Просто оказать дружескую услугу?

- Я в данном случае ссылаюсь на Валерия Тишкова, который это опубликовал в Лондоне. Лихачев к нему подходил во время переговоров с просьбой о содействии, чтобы ему поехать послом в какую-нибудь страну.

- Вы знаете, можно подойти, можно просить о чем-то, но необязательно делать взаимную уступку. Тишков же не написал, что Лихачева попросили за это вставить статью четвертую?

- Нет, это моя трактовка.

- Конечно, во время трудных переговоров не очень корректно подходить к противной стороне и просить у нее что-то.

- Вы извините, чисто юридически это можно истолковать как частный разговор, но в таких переговорах, очень жестких, это выглядит по-иному. Тем более это он делал не в присутствии делегации, которая ему доверяла.

- Ну, может, для вас это "противная сторона", а для Лихачева это Россия-матушка.

- Может. Факт, что проект Договора вначале был без четвертой статьи".

Справка ИА REGNUM. Василий Лихачев (1952) - до 1990 года - заведующий отделом Татарского обкома КПСС, в 1991 году - председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, с 1991 по 1995 год - вице-президент РТ. С 1995 по 1998 год - председатель Государственного Совета Татарстана и заместитель председателя Совета Федерации России. В 1998 году Лихачев покинул республику и до 2003 года работал постоянным представителем России в Европейском сообществе в Брюсселе.

В 2004 был отозван в Россию и до 2010 года являлся представителем от Ингушетии в Совете Федерации РФ. В 2010 году назначен заместителем министра юстиции Российской Федерации.

Имеет юридическое образование, владеет тремя иностранными языками.