"В заявлениях политиков запуск в аверсном режиме нефтепровода "Одесса-Броды" выглядит просто прекрасно. Однако, здесь скромно умалчиваются два момента", - заявил 12 октября корреспонденту ИА REGNUM Новости заведующий сектором инновационной политики ИМЭМО РАН Иван Данилин.

Напомним, 12 октября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что в конце ноября Белоруссия и Украина произведут пробную транспортировку 80 тыс т венесуэльской нефти из Одесского порта на Мозырский НПЗ по нефтепроводу "Одесса-Броды", который будет запущен в аверсе, при использовании одной из веток нефтепровода "Дружба".

По словам Данилина, он специально связался с представителями компании ТНК BP, которая использует нефтепровод "Одесса-Броды" в настоящий момент. "Я просто поинтересовался, достигнута ли с ними какая-либо договорённость по этому поводу. Так вот, создаётся ощущение, что их, как обладателей контракта на использование нефтепровода, спросить об этом просто забыли", - сообщил Данилин.

"Что же касается использования нефтепровода "Дружба", то по нему, вообще-то, сейчас качается российская нефть. Ветка, которую могут использовать Украина и Белоруссия, недозаполнена, и, теоретически, поток нефти по ней можно перенаправить. Однако никаких соответствующих договорённостей с Россией у Минска и Киева, вообще-то, тоже нет", - отметил эксперт.

"Собственно, здесь возникает два вопроса: как быть с ТНК BP и как быть с российской нефтью, которая сейчас течёт по "Дружбе". Ответа на эти вопросы я пока нигде не услышал и не увидел", - заявил Данилин.

"Чисто теоретически, Украина и Белоруссия могут использовать здесь какие-то хитрые схемы. Но тут всё равно остаются большие сомнения по поводу тех же самых хозяйствующих субъектов - РФ и ТНК BP. Разгрузка и перезапуск "Одесса-Броды" потребует выплату компенсаций ТНК BP, также придётся договариваться о компенсациях России по "Дружбе", которых, как я понимаю, нет и не будет. То есть, здесь возникают очень большие вопросы со всех точек зрения - и с технической, и с экономической, и с сугубо договорной. Поэтому сейчас нефть и перевозят по железной дороге, так как достичь этих договорённостей очень сложно", - подвёл итог Иван Данилин.