Российские парламентарии обсудили отмену лицензирования некоторых видов деятельности. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 8 октября правительственный законопроект "О лицензировании отдельных видов деятельности" Государственная дума РФ приняла в первом чтении. Речь идет, в частности, о медицинской, фармацевтической деятельности (с 1 января 2013 года), экспонировании и коллекционировании оружия, деятельности по обеспечению авиационной безопасности, по производству и реализации специального игрового оборудования. Среди других сфер - изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, реставрация памятников культурного наследия. Вместо лицензирования вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.

Одновременно кабинет министров предлагает установить единый порядок лицензирования для деятельности в области использования атомной энергии, предоставления услуг связи, телевизионного и радиовещания, частной детективной, частной охранной и образовательной деятельности.

Перечень лицензируемых видов деятельности предлагается сократить с 82 до 49, пояснил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов ("Единая Россия") В определенной степени это связано с введением других методов регулирования: аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением технических регламентов, обязательной сертификации и декларирования соответствия продукции, отметил парламентарий. Для сокращения издержек бизнеса на получение нескольких лицензий, наименования многих самостоятельно лицензируемых видов деятельности предлагается объединить в один, более общий вид экономической деятельности.

Законопроектом совершенствуется процедура лицензирования. Устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия, соответственно, снизить финансовые и материальные издержки лицензиатов, продолжил Морозов. Предусматривается применение унифицированного порядка организации и проведения лицензионных процедур, в том числе проведения лицензионного контроля. Осуществление административного приостановления деятельности лицензиата или аннулирование лицензий будет возможно только на основании судебного решения. Процедуры лицензирования и связанных с их выполнением услуг будет осуществляться без взимания платы, за исключением уплаты государственной пошлины. Законопроектом предлагается также предоставить соискателю лицензии право направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии в электронной форме.

Как показывает практика, в настоящее время лицензирование - это всего лишь формальный анализ документов, система лицензирования контролирует только 20% получивших лицензии, отметила первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева ("Единая Россия"). В то же время она выразила опасения в связи с отменой лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. "К сожалению, ни в рассматриваемом документе, ни в иных законопроектах не содержится правовых норм о замене лицензирования на какие-либо иные методы государственного регулирования", - подчеркнула депутат Госдумы.

В пояснительной записке к законопроекту говорится только о проработке вопроса при переходе к аккредитации саморегулируемых организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, которое будет возможно после разработки стандартов и порядка оказания медицинской помощи, профессиональных стандартов медицинских и фармацевтических работников, технического регламента, содержащего требования к медицинским изделиям.

"Очевидно, что при решении вопроса о прекращении указанных видов деятельности необходимо учесть тот факт, что ненадлежащее качество медицинских услуг, равно как и фармацевтической продукции, может напрямую угрожать жизни и здоровью людей. А поскольку эти виды деятельности имеют особую социальную значимость, то отменять лицензирование именно этих видов деятельности можно только одновременно со вступлением в силу федеральных законов, устанавливающих иные методы государственного регулирования", - заявила Яковлева. Поэтому, по ее словам, предусмотренный в законопроекте переходный период с 1 января 2013 года оправдан. Она выразила надежду на то, что к этому времени будет определен новый разрешительный механизм (аттестация или аккредитация).