Перед выборами в Латвии осуществляется воздействие на общественное сознание при помощи некорректных социологических исследований и искусственных рейтингов партий, поскольку на основе подобных "социсследований" делаются выводы касательного того, какие партии пройдут или не пройдут в Сейм в ходе предстоящих 2 октября парламентских выборов. Об этом сегодня, 16 августа, корреспонденту ИА REGNUM Новости заявили в пресс-службе оппозиционной партии "За права человека в единой Латвии" ("ЗаПЧЕЛ").

"ЗаПЧЕЛ" намерена обратиться в прокуратуру и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) по поводу действий агентства социологических исследований GfK, с требованием возбудить против компании уголовное дело за клевету в соответствие со статьей 157 Уголовного закона Латвии. Начиная с мая 2010 года агентство GfK изучает популярность партий и регулярно публикует в СМИ рейтинги партий, сильно отличающиеся от данных, публикуемых другими исследовательскими компаниями, отметили оппозиционеры. "Было очевидно, что рейтинги одних партий завышены, тогда как других - пропорционально занижены", - заявляют в "ЗаПЧЕЛ".

Проанализировав опубликованные агентством GfK рейтинги, а также сравнив их с данными известных и хорошо зарекомендовавших себя в профессиональных кругах компаний Latvijas Fakti и SKDS, оппозиционеры пришли к выводу, что агентство GfK регулярно и сознательно искажает рейтинги, чем наносит "ЗаПЧЕЛ" вред, так как может вызвать у избирателей сомнения в устойчивости позиций этой партии. Исходя из этого, "ЗаПЧЕЛ" полагает, что действия агентства GfK могут быть квалифицированы как распространение клеветы, что в соответствие со статьей 157 Уголовного закона Латвии является уголовно наказуемым деянием. Информация распространялась публично и сознательно, имелась также конкретная цель - повлиять на общественное сознание и добиться того, чтобы избиратели голосовали за определенные партии, отметили оппозиционеры.

Между тем, деятельность агентства GfK стала объектом пристального внимания и Латвийской ассоциации социологов. Один из ее членов подал запрос о начале проверки в Комиссии по этике. Заключение Комиссии будет известно в течение двух недель.

Как сообщало ИА REGNUM Новости ранее, именно агентству GfK предвыборный блок "Единство" заказал свой скандально известный опрос, в котором жителям Латвии было предложено выбрать между двумя кандидатурами на пост премьер-министра - действующим премьером Валдисом Домбровскисом ("Новое время") и лидером "Центра согласия" Янисом Урбановичем. Как заявили на прошлой неделе крупные латвийские социологические компании - Latvijas fakti и SKDS, они не намерены вводить мораторий на доступность такой чувствительной в предвыборный период информации, как рейтинги партий. При этом они ссылаются, в том числе, на неспособность контролировать весь рынок подобных исследований. Такой мораторий они попытались ввести четыре года назад, перед выборами 9-го Сейма. По наблюдениям социологов, степень совпадения подсчетов крупных компаний сейчас намного выше, чем на предыдущих муниципальных и парламентских выборах. Хотя число самих опросов, в том числе с достаточно сомнительной методологией и выборкой, также заметно возросло.