В Москомнаследии возмущены тем, как проведен ремонт в здании клуба фабрики "Свобода" на Вятской улице. Ремонт вместо реставрации в комитете назвали "преступным самоуправством в отношении объекта культурного наследия".

По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM Новости от пресс-службы ведомства, объект культурного наследия регионального значения "Клуб фабрики "Свобода", 1927-1929 гг., архитектор К.С. Мельников" является памятником советской эпохи, выполненным в стиле конструктивизма. В 1960-х годах здание было капитально перестроено и находилось в крайне искаженном виде и неудовлетворительном техническом состоянии. В 2003 году правительство Москвы и ООО "Интэс" заключили инвестиционный контракт, предусматривающий проведение ремонтно-реставрационных и реконструктивных работ для создания в помещениях памятника общественно-культурного центра. На основании планового (реставрационного) задания Москомнаследия, а также согласованного в 2002 году эскизного проекта реставрации, в 2005 году ООО "Финист-К" разработало проект реставрации и приспособления к современному использованию. Проект, как и предыдущие документы, был согласован с Комитетом и передан на хранение в Отдел документальных фондов Москомнаследия. На этом образцовые действия ООО "Интэс" закончились. На практике инвестор посчитал себя вправе провести работы в соответствии с собственным замыслом, пояснили в Москомнаследии.

То, что обнаржилось в ходе проверки порядка сохранения и использования объекта культурного наследия в ноябре 2009 года, в комитете назвали "возмутительным призводом". Фактически, в здании проведены строительно-отделочные, а не реставрационные работы, пояснили в пресс-службе. Новое внутреннее убранство помещения не имеет ничего общего с оригинальными интерьерами рабочего клуба: в декоре повсеместно использованы лепные элементы и позолота; вместо бетонных ограждений центральной лестницы возведены новые - из стекла и металла. В результате проведенных работ произошло существенное искажение интерьеров памятника архитектуры русского авангарда, утрачена характерная для 20-х гг. XX века скромность и строгость отделки, что повлекло частичную утрату предмета охраны. "Очевидно, что ремонтно-строительные работы, выполненные вопреки соответствующим согласованиям и разрешениям, не могут быть приняты Москомнаследием в качестве работ по реставрации объекта культурного наследия", - подчеркнули в комитете.

В декабре 2009 года в адрес ООО "Интэс" направлено предписание об устранении нарушений. Законность предписания инвестор пытается оспорить в суде. Особого внимания заслуживает тот факт, что в апреле 2010 года в Москомнаследие был представлен новый проект реставрации и приспособления памятника, в котором "доработаны" стилистические особенности отделки интерьеров: конструктивизм заменен на неоклассицизм. Причем, номер и дата согласования этого документа удивительным образом совпадают с первоначальным проектом, который хранится в архиве Москомнаследия. Таким образом, в настоящее время существует два проекта с идентичными регистрационными номерами и принципиально разным содержанием. При этом Москомнаследие, преследуя цель сохранения исторических интерьеров памятника, руководствуется первым документом, а инвестор, отремонтировавший внутренние помещение в угоду коммерческим целям, - последним. Примечательно, что оба проекта были разработаны реставрационной организацией "Финист-К". В результате создания лжедокументов и проведения по ним соответствующих работ, был нанесен значительный урон объекту-памятнику, что дает основания Москомнаследию инициировать вопрос об отзыве у организации лицензии, отметили в пресс-службе. Особые претензии имеются персонально к Н.В. Каменеву, главному архитектору проекта, возглавлявшему до недавнего времени ООО "Финист-К". В адрес его нового работодателя, ГУП ЦНРПМ, Москомнаследием подготовлено письмо о выявленном факте: с исторически ценными объектами должны работать только компетентные и добросовестные специалисты, констатировали в комитете.

В октябре 2009 года Москомнаследие направило обращение в Прокуратуру г. Москвы о возбуждении уголовных дел по ч.2 ст.243 УК РФ (уничтожение и повреждение памятника) и по ч.1 ст.327 УК РФ (подлог документов). По данным фактам проводится прокурорская проверка. Комитет, со своей стороны, заявляет о намерении добиваться восстановления исторической и юридической справедливости.