Любые притязания Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха армянская сторона должна оспаривать, основываясь на нормы международного права. Об этом, 15 июля в ходе круглого стола в Ереване, заявил бывший посол, руководитель центра "Модус Вивенди" Ара Папян. По его словам, говоря о возможных уступках, Армения лишь усиливает позицию азербайджанской стороны, предоставляя ей возможность выдвигать новые требования.

"Азербайджан продолжает говорить о предоставлении статуса Нагорному Карабаху в составе Азербайджана, в то время как наши заявления о готовности к уступкам смещают тему разговора с требования полной независимости Нагорного Карабаха на возвращение освобожденных территорий", - сказал Папян.

По мнению дипломата, армянская сторона должна обратиться к экспертам по международному праву, чтобы те уточнили суть конфликта, а именно: распространялась ли когда-либо юрисдикция независимого Азербайджана на Нагорный Карабах?

"Оценка международных экспертов станет основой для сопредседателей Минской группы ОБСЕ. По этому вопросу Армения может обратиться также в международный суд", - сказал он, подчеркнув, что Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана.

Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.

Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами.

С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.