Высшая школа экономики: Объединяться и укрепляться на добровольно-директивной основе!
Архангельская область, 29 января, 2010, 10:21 — ИА Регнум. Ректор филиала Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек прокомментировал для ИА REGNUM Новости возможные перспективы каждого региона Северо-Запада РФ, исходя из заявлений председателя ГосДумы РФ Бориса Грызлова о необходимости регионам уходить от дотационности и укрупняться.
Регионы всей Российской Федерации! Объединяйтесь и укрепляйтесь на добровольно-директивной основе - это девиз управленцев на ближайшую пятилетку. Реально ли воплотить это на Северо-Западе РФ?
И.з 11 регионов Северо-Запада РФ на сегодняшний день только 4 недотационны - Санкт-Петербург, Ленинградская область, республика Коми и Ненецкий автономный округ. Остальным каждый год требуется финансовая помощь Москвы, и вряд ли такая ситуация изменится в ближайшие годы.
Хотя уже сегодня фактически объединены богатый нефтепродуктами Ненецкий автономный округ (НАО) и дотационная Архангельская область - юридически процесса объединения еще нет, но бюджет уже верстается как единый. Таким образом, федеральная власть надеется получить на Севере приличный и самодостаточный регион. Хотя, конечно, должен быть объявлен референдум и пройти все процедуры, прописанные для объединения регионов, с последующим внесением изменений в Конституцию РФ (количество регионов в составе крупного субъекта РФ).
Перспективы развития Мурманской области, которая сейчас тоже является дотационной, зависят от разработки Штокмановского месторождения и российских планов по развитию Северного морского пути. Если начнется реальная разработка Штокмана, то понадобятся и мурманский порт, и новые рабочие руки, придется развивать энергетику в Мурманске - в общем, Мурманская область зависит от планов частно-государственных олигополий, то есть Газпрома, РАО ЖД, Росавтодора.
Дотационная Карелия, думаю, может видеть свои перспективы в превращении в автономную республику. Когда-то было такое понятие в Советском Союзе, и оно давало национальным образованиям (а в Карелии - 15-20% составляют карелы) право на дополнительные средства из федерального бюджета, а именно на развитие национальной культуры, образования, природных охраняемых национальных парков и т.д. Таким образом, социальная сфера Карелии могла бы подтянуться и начать нормально развиваться за счет федеральных ресурсов, а имеющиеся промышленные предприятия - прежде всего горно-обогатительного комплекса, заготовки и деревообработки - смогли бы поддержать региональный бюджет на достойном уровне. Но поскольку такого статуса юридически пока нет в нынешней Конституции РФ, то перспективы Карелии в освоении и использовании тех природных ресурсов, которые есть, с упором на развитие туризма и транспортной инфраструктуры при поддержке федерального центра.
Республика Коми, кстати, тоже могла бы претендовать на статус национальной автономии, однако для нее это не так важно, поскольку она сама зарабатывает себе на жизнь. Правда, ее будущее также связано с перспективами крупного российского бизнеса - нефтяной компании "ЛУКойл", которой принадлежат НПЗ и многие месторождения в регионе, с угольными компаниями, которые владеют шахтами (Воркутинский угольный бассейн) и т.д. В принципе, эта зависимость в Коми достаточно диверсифицирована, поскольку регион богатый - нефть, уголь, лес, и все собственники заинтересованы в развитии собственных бизнесов, а значит, будут и налоги в бюджет, и занятость людей, и зарплаты.
Но больше всех от бизнес-структур сейчас зависит Вологодская область, на территории которой расположен крупнейший металлургический комбинат - ОАО "Северсталь". Мировой финансовый кризис сильно ударил по металлургам, производство сократилось - вологодский бюджет просел в 2009 году на 30 процентов! Администрация области еще 10 лет назад начала уходить от такой зависимости от "Северстали", но развитие новых замещающих производств - процесс небыстрый, а экономический кризис обрушил все за несколько месяцев. Но мне кажется, что перспективы региона именно в отходе от металлургической "привязки", развитии среднего бизнеса, туризма и других видов промышленности.
Перспективы Псковской области - в развитии приграничного сотрудничества и в умении действующей администрации верно выбрать точки экономического роста отраслевых предприятий и муниципальных образований. Нынешний губернатор заявил, что сосредоточится на развитии туризма и АПК, что, на мой взгляд, вполне разумно. Только для того, чтобы эти отрасли "вытащили" регион из дотационности, десяти лет мало. Тут надо лет 15-20, потому что развитие туризма предполагает развитие инфраструктуры - строительство дорог, гостиниц, проведение Интернета и т.д. А сельское хозяйство - отрасль, еще медленнее окупаемая, так что быстрого роста бюджетных доходов в Псковской области ждать не стоит. Зато развитие данных направлений предполагает постоянную занятость людей в сельской местности и небольших городах.
Аналогично поступили и власти Новгородской области, которые также делают упор на развитие туризма и сельского хозяйства. Столкновения интересов у них, думаю, не будет - чтобы накормить только Северо-Западный федеральный округ нужно построить с десяток крупных птицефабрик и молочных ферм, животноводческих комплексов, так что работы хватит всем. С туристами, по идее, тоже проблем быть не должно: северная жемчужина - Санкт-Петербург привлекает в год несколько миллионов туристов и власти города не намерены останавливаться на этом, а если хотя бы половина из них будут доезжать до Пскова и Новгорода, регионы хорошо заработают.
Калининградская область - российский эксклав в окружении стран Евросоюза - обречен на самостоятельное выживание, если не будет целенаправленной постоянной финансовой и политической поддержки из федерального центра. Насколько я знаю, тамошний губернатор также пытается развивать туризм, курорты и систему СЭЗ "Янтарь", который может заинтересовать в первую очередь немцев и поляков с литовцами за счет условий беспошлинной торговли и возможности открывать свой бизнес для зарубежных компаний.