В ночь на 18 декабря в Москве сгорел четырехэтажный жилой дом по адресу Потаповский переулок, 6 стр. 1. В ходе тушения было задействовано 25 пожарных расчетов и поисково-спасательный отряд. Произведена эвакуация около сорока человек. Пожар охватил третий и четвертый этажи здания и уничтожил крышу над ним, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Под штукатуркой обнаружены следы наличников в стиле барокко. Фото «Архнадзор»

Это здание, известное как палаты Гурьевых или дом Кошелева, имеет статус выявленного объекта культурного наследия и охраняется государством. Здание не было до конца исследовано. Древнейшая его часть, предположительно, относится ко второй половине XVII века, когда им владели богатейшие купцы Гурьевы - основатели закаспийского города Гурьева (ныне Атырау, Казахстан), строители знаменитой ярославской церкви Рождества на Волге. В 1728 г. палаты приобрел шталмейстер Родион Кошелев и перестроил их в стиле барокко. Впоследствии дом сдавался внаем. В 1840-х годах в нем, в частности, располагался пансион пастора Эннеса - одно из самых известных учебных заведений тогдашней Москвы. Во второй половине XIX в. дом Кошелева был надстроен до трех этажей и получил скромный фасад, самым выразительным элементом которого является высокая проездная арка, ведущая во двор. В 1930-х годах дом был надстроен еще одним этажом каркасной конструкции с утеплением стружечной плитой. К настоящему времени эта надстройка пришла в аварийное состояние. Серьезные трещины рассекли и кирпичную часть дома. В связи с этим, дом 6 по Потаповскому переулку был признан аварийным, однако не утратил своей исторической и архитектурной ценности. В частности, в некоторых квартирах сохранялись элементы роскошной отделки второй половины XIX столетия - лепной декор и печи.

В 2004 г. правительство Москвы заключило инвестиционный контракт с малоизвестным ООО "Регион-инвест", специализирующемся на операциях с недвижимостью, в соответствии с которым дом подлежал реконструкции с последующей передачей 95% площадей инвестору. Предпроектные предложения по реконструкции дома с надстройкой его до шести этажей в 2007 году были разработаны ГУП "ИТЦ Москомархитектуры" во главе с Евгением Рутковским.

30 июня 2009 г. вышло постановление правительства Москвы №656-ПП " О реализации инвестиционного проекта реставрации объекта с приспособлением под современное использование". Согласно этому документу, в 2009 - 2011 г. дом должен был быть отреставрирован, исторические кирпичные гаражи во дворе снесены, и под землей устроена автостоянка.

В ожидании этого дом был полностью расселен, однако он не пустовал. По информации ИА REGNUM Новости, здание было полностью заселено гастарбайтерами - выходцами из ближнего зарубежья, включая женщин и детей. Напомним, что 16 сентября в Москве сгорел еще один дом, имевший статус выявленного объекта культурного наследия - дом Быкова по адресу: 2-я Брестская улица, д. 19/18, кор. 1. Это здание - выдающийся образец архитектуры модерна, также было населено гастарбайтерами. Многие комментаторы в связи с этим пожаром высказывали предположение о поджоге.

По просьбе ИА REGNUM Новости ситуацию прокомментировал координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин. "Не первый раз в Москве горит дом, заселенный иностранными рабочими. Не первый раз местные власти запускают гастарбайтеров в расселенный дом, создавая угрозу их безопасности. И не первый раз дом оказывается памятником архитектуры, - констатировал он. - Счастье, что никто не погиб. Ужасно, что погорельцы оказались на морозе. А дальнейшая судьба памятника вызывает очень большие опасения. В ближайшее время Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения должна решить участь зданий, считающихся вновь выявленными памятниками, и то, что дом Кошелева поврежден пожаром, может стать основанием для снятия его с охраны".

"Что касается сопоставления с домом Быкова, то разница между двумя случаями очевидна, - продолжал он. - Постановление правительства Москвы о доме Быкова отзывает проект реконструкции в связи с приданием дому статуса выявленного памятника. Постановление о доме Кошелева предписывает осуществить реставрацию. То постановление разрушало планы инвестора. Это постановление согласовано с инвестором и дает зеленый свет его планам. В том случае инвестор был приведен хозяином памятника (Институтом автоматизации проектирования РАН), а город лишь принимал к сведению их соглашение между собой. В этом случае инвестор приведен городом, город имеет долю в проекте. Словом, в том случае инвестиционная схема была разрушена до пожара. В этом случае инвестиционную схему разрушает пожар. В том случае пожар давал инвестору надежду на отмену постановления правительства Москвы. В этом случае отмена постановления инвестору не нужна".

"Оба дома на момент возгорания были заселены гастарбайтерами, то есть в обоих случаях версия поджога была бы версией покушения на массовое убийство. Мне бы не хотелось в это верить", - заключил Рахматуллин.