Президент России Дмитрий Медведев выступил 12 ноября с посланием к Федеральному Собранию, где сделал ряд предложений по поводу изменения выборного законодательства. Корреспондент ИА REGNUM Новости обратился к архангельскому социологу Андрею Чуракову с просьбой прокомментировать предложения президента.

ИА REGNUM Новости: Андрей Анатольевич, как вы считаете, что дадут изменения законодательства о выборах, которые предложил сделать президент?

Выборы, в том числе и прошедшие в октябре, показали что разрыв между обществом и действующей властью увеличился до размеров пропасти. Они показали, что на избирательные участки приходит 16% избирателей, половина которых зарабатывает на выборах. Когда люди числятся агитаторами и получают за это деньги, само собой разумеется, что они придут на избирательные участки и правильно проголосуют. Сейчас это все дошло до такой степени, когда надо уже что-то предпринимать. Дошло до того, что во время подготовки послания к Дмитрию Медведеву обращались оппозиционные партии, а это можно считать уже некоторым политическим кризисом. Поэтому президент пытается найти какие-то варианты, чтобы привлечь оппозиционные силы к управлению государством. Но я вижу, что предложения, которые он сейчас сделал, являются техническими. Более важной мыслью у него был посыл о модернизации взаимоотношений общества и власти.

ИА REGNUM Новости: То есть президент хочет изменить отношения общества и власти?

Да. Неслучайно он упоминал развитие информационных технологий, развитие широкополосного интернета повсеместно. Он, как человек, который пользуется информационными технологиями, который является блоггером, видит, что общество сегодня живет по своим законам и не соприкасается с властью. Президент видит, что обществу государство уже не нужно. Президент полагает, что если мы новый инструмент - интернет - подключим к заседаниям Госдумы или Совета Федерации, или на избирательных участках поставим веб-камеры, чтобы было видно, что там происходит, то этот инструмент поможет сократить эту пропасть. Сегодня выборы выхолощены в такой степени, что говорить о том, что хоть какое-то представительство интересов народа есть в Госдуме, областных парламентах или горсоветах, просто смешно. Все эти изменения - это технические шаги. Я думаю, что как только будет введена норма представительства, так сразу чиновничий "единороссовский" аппарат, который озабочен своим благополучием и самосохранением, найдет тут же серию технологических решений, чтобы использовать это с собственной выгодой. То же касается и 5%-ного барьера. Это ничего не даст. У нас не появятся снова партии "Яблоко" и "СПС", которые развалились из-за барьера в 7%. И я также не вижу смысла в том, чтобы отменить сбор подписей за партии.

ИА REGNUM Новости: Вы проводили контент-анализ речи президента, как в предыдущие годы? Что вы можете сказать о результатах анализа?

Я только что его завершил. Контент-анализ текста показывает внутреннее состояние человека, который этот текст озвучил и, я надеюсь, выстрадал. По данному выступлению президента можно сказать что... ситуация грустная и печальная. Президент прекрасно понимает, что то, что он предлагает сегодня - нереализуемо. В его послании чувствуется безысходность. Медведев понимает, что с теми людьми, которые сидят в зале, ему ничего не сделать. Поэтому в данном послании повышен уровень агрессивности по сравнению с предыдущим посланием. Очень серьезный момент заключается в том, что президент говорит о письмах, пришедших ему из разных уголков страны. Ему нужно легитимизировать послание, каким-то образом оформить свой посыл, показать, что это не личная его прихоть, а что этого хочет общество. Но опереться на тех, кто слушает это послание в зале, он не может. Это не его команда в зале, а команда предыдущего президента. И в этом отношении у него последний выход, чтобы придать вес посланию, - сказать, что за ним стоят жители России. Нормальная практика такова: когда меняется лидер, меняется и команда. И еще бывает, что правящая партия целиком определяет состав правительства. У нас же в России все время какой-то половинчатый вариант. Мы наблюдаем такую ситуацию: когда есть какие-либо успехи, партия власти их с удовольствием присваивает, а когда надо резать "по живому", в частности, лишить архангельских пенсионеров льготного проезда в общественном транспорте, тогда правящая партия здесь ни при чем, тогда виноват кризис. Послание президента очень четко высветило одиночество президента. Есть параметр "надежда на поддержку" - он нулевой, есть даже минусовые параметры.

Президент свято верит в то, что говорит. Личная заряженность в послании очень серьезная. Но при этом у него есть понимание, что это больше лозунг, чем программа для действий. В той ситуации, в которой мы находимся, реализация этих идей очень сложна. Когда Медведев говорит о высокотехнологичных вещах, надо помнить, что в зале сидят люди, для которых компьютер не является средством для работы. В лучшем случае он нужен чтобы пасьянс разложить. Ситуация странная и даже критическая. Дмитрий Медведев понимает, что разрыв между властью и обществом катастрофичен. Неслучайно он говорит о том, что нужно ехать в провинцию. Он также видит разрыв между Москвой и регионами. Если у нас раньше были коммуникативные каналы, где мы узнавали о жизни страны в целом, то сейчас их нет. Федерального телевидения у нас нет, остались только московские каналы, где очень редко появляются сюжеты о жизни в регионах. Газет как таковых нет. И тот канал, который сохранился - интернет, - живет своей жизнью. Президент показывает, что нужно использовать этот канал связи, но делать это нужно не с этой командой, а с новой.