ФТС финансово и физически не готово к реализации концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ. Об этом ИА REGNUM Новостизаявил генеральный директор группы компаний "САННА-ЛИТЕР" Сергей Шкарупа.

"Но переносить надо, т.к. это обеспечит безопасность страны, контроль платежей и реальную управляемость таможенной системой", - прокомментировал Шкарупа, "Российский бизнес в большинстве случаев эгоистичен и думает только о себе, поэтому его надо подталкивать к реализации госпрограмм. Уговорами это сделать невозможно, а создание целенаправленных стимулирующих привилегий и поблажек приводит к коррупции и захвату проектов чиновниками, - добавил он, - традиционно одним из способов, принятых на вооружение государствами всего мира, является создание невыносимых условий предпринимателям, что бы вынудить их перейти из привычного коридора в новые направления. Добровольно - принудительное принуждение бизнеса к реализации Концепции (речь идет прежде всего об инвестировании в строительство инфраструктуры в приграничных районах) мы наблюдаем и сейчас".

Как заявил Сергей Шкарупа, в настоящее время все земельные участки вдоль границ уже раскуплены, но активного строительства логистических терминалов, за исключением отдельных робких попыток, не ведется. Для этого, по словам эксперта, есть несколько причин: Во- первых, никто не будет строить логистические объекты и СВХ, пока бизнес окончательно не убедится в гарантиях и необратимости реализации Концепции. Инвестиции в строительство одного терминала могут составлять до 5-6 млн. долларов", поэтому, если государство не ослабит темпы сокращения и ликвидации таможен на территории России, то уже в 1-2 квартале 2010г. мы увидим начало строительного бума.

Во-вторых, инвесторы боятся вкладывать деньги в границы, потому что в таможенной сфере нет нормальных законов о государственно-частном партнерстве, нет продуманных технологий и принципов взаимодействия, и нет закрепленной ответственности государства и бизнеса друг перед другом. История говорит о том, что бизнес отвечает перед государством, а государство не отвечает ни перед кем.

Как заявил Шкарупа, для реализации таможенной Концепции государство не выделит необходимой суммы ФТС и "Росгранице". Бизнес будет вынужден и пойдет на инвестирование в приграничную инфраструктуру. Однако он не сможет решить проблемы ФТС, связанные с отсутствием на местах квалифицированных кадров и социальных условий для таможенников, с низкой производственной и социальной культурой и местными менталитетами в отдаленных периферийных регионах огромной России, с отсутствием у таможни современных технологий.

Напомним, концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной была разработана и одобрена решением Коллегии ФТС России. Как сообщается в ФТС РФ, концепция предусматривает с применением государственно-частного партнерства создание сети таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), которые будут принимать на себя основные транспортные потоки. При этом данные терминалы должны находиться непосредственно вблизи от государственной границы Российской Федерации. В идеале - рядом с пунктом пропуска. Терминал должен состоять из зоны таможенного контроля, накопительной площадки, административных зданий.