Совет Федерации предлагает решать проблему нелегальной миграции с помощью организованного подбора иностранных кадров путем создания государственно частного партнерства. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, речь шла 21 мая на парламентских слушаниях по теме совершенствования законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в России.

Совфед предлагает проект закона "Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов", который вводит деятельность по оказанию негосударственных услуг на рынке трудовой миграции в правовое русло.

Как сообщил в ходе слушаний первый заместитель председателя комитета Совфеда по делам СНГ Владимир Литюшкин, намечающаяся система будет состоять из десятка агентств и трудовых бирж, которые будут заниматься мониторингом требуемых трудовых ресурсов в России и их подбором в странах СНГ и дальнего зарубежья. В связи с этим появляется необходимость согласования соответствующего законодательства в странах СНГ, отметил сенатор. Эту проблему, по его словам, предлагается устранить принятием Межпарламентской ассамблеей СНГ закона о частных агентствах занятости. "Таким образом, появятся условия для деятельности агентств во всех странах СНГ. Желательно чтобы они не воспринимались, как только поставщики кадров. Это и хорошая форма подготовки высококвалифицированных кадров", - сказал Литюшкин.

Он считает оптимальным интеграцию государственных и частных структур, отвечающих за занятость населения. "Частные агентства могут открыть представительства за рубежом, подбирать кадры по нужным России профессиям, а государственные службы будут работать с приезжающими мигрантами и работодателями", - сказал сенатор. "Как только государственно частное партнерство будет введено в правовое поле, можно будет говорить о государственном контроле и надзоре за этим видом деятельности", - отметил Литюшкин.

Сенаторы считают, что законопроект призван сформировать основные механизмы участия негосударственного сектора в организованном сборе и привлечении в Россию востребованных иностранных работников и ограничить деятельность теневых посредников, которые, по оценкам экспертов, только в московском регионе незаконно зарабатывают десятки миллионов долларов США. Принятие законопроекта, по мнению членов Совфеда, позволит определить правовой статус частных агентств занятости, установить основные условия договорной деятельности и порядок оказания комплекса негосударственных услуг, сформировать легальный негосударственный сектор рынка услуг в сфере трудовой миграции.

Комментируя законопроект, замдиректора ФМС Екатерина Егорова сказала: "Система должна быть выстроена так, чтобы за границей восполнялась часть работы по подбору работников, по оформлению медстрахований и ряда разрешительных документов. На территории России важна работа с работодателем, выяснение его потребностей, изучение возможностей, которые будут гарантированы работнику помимо трудоустройства (соцгарантий и оформления части документов)".

Егорова также обратила внимание на ряд недостатков законопроекта. "Деятельность кадровых агентств пересекается с функцией государственных органов занятости, должно быть разграничение полномочий в сфере трудоустройстве, в проекте закона эта проблема не решена. Вторая проблема - учет потребности РФ в иностранных работниках. Поскольку не решен вопрос взаимодействия государственных и частных агентств, не решено и то, как они будут учитывать список вакансий, сформированный в госорганах", - сказала Егорова. Она также подчеркнула неурегулированность работы частных агентств в отношении российских граждан. Егорова обратила внимание на нестыковку задачи по приоритетному трудоустройству граждан России.

Замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин считает бесперспективным упорядочение работы частных агентств применительно только к иностранной рабочей силе.

Представитель Роструда считает необходимым предоставить доступ частных агентств к базам государственных служб занятости.

По данным ФМС, сегодня в России работают около 4 млн незаконных мигрантов. Большая часть из них на работе у физических лиц.