Абдулгафур Закарьяев, чья банда была уничтожена в результате спецоперации в Карабудахкентском районе Дагестана 17-22 марта, в прошлом был успешным бизнесменом и не имел отношения к экстремистскому исламу. Об этом незадолго до спецоперации журналистам рассказывал министр внутренних дел Дагестана Адильгирей Магомедтагиров.

"Он имел предприятие в Краснодаре, деловые связи с Италией и Испанией, дом здесь, во дворе полно иномарок. Вот он как оказался там? Вот таким путём: умер его отец. Он поехал на соболезнование в село, попал под влияние такого человека, который его зомбировал, и ушёл в лес. А до того он жене не разрешал надевать платок и заставлял ходить на пляж в хорошем купальнике, отдыхать. И сам водку отказывался пить, только пил разные французские вина," - заявил Магомедтагиров в интервью газете "Время новостей".

Как рассказал ИА REGNUM дагестанский журналист и эксперт по проблемам правоохранительных органов Хабиб Магомедов, концентрация боевиков в Карабудахкентском районе Дагестана, регулярно оказывающемся местом проведения спецопераций, объяснима как географическими, так и историческими причинами. "На территории района находится лесной массив с очень густым кустарником - "подлеском", двигаясь по нему, часто не видишь человека, находящегося в 2-3 метрах от тебя. Поэтому там можно беспрепятственно прятаться. Кроме того, в лесу сохранились дикие медведи и волки, так что без дела туда посторонние, как правило, заходить опасаются. Лес находится на отрогах Гимринского хребта, которые вклиниваются на территорию не только Карабудахкентского, но и Сергокалинского, Буйнакского и Унцукульского районов. Они образуют единую среду обитания для скрывающихся боевиков," - отметил Магомедов.

"В конце 1990-х годов на концентрацию боевиков в этом лесу влияла также близость сел Карамахи и Чабанмахи, до августа 1999 года находившихся под контролем ваххабитов. В 2005-2006 году, по имеющимся данным, в леса на территории Карабудахкентского района стали перемещаться боевики, выдавленные из Гимринской зоны (Унцукульский район). Близость города Буйнакска также способствует поддержанию бандподполья на этой территории, так как в городе развалена экономика, очень высока безработица и, соответственно, сильны протестные настроения среди молодежи," - считает эксперт.

Напомним, что основной целью спецоперации в Карабудахкентском районе руководство МВД Дагестана первоначально называло ликвидацию банды Магомедали Вагабова, выходца из села Губден Карабудахкентского района. Это село знаменито в Дагестане своими исламскими традициями, а также экономической активностью населения. Когда в начале 1990-х гг. жители Дагестана получили возможность совершать паломничество в Мекку, именно губденцы устроили в Махачкале одну из первых акций протеста по поводу неудовлетворительной организации выезда паломников. Тогда же в селе активизировались проповедники из арабских стран. Вместе с тем, основная часть жителей села негативно относится к своим односельчанам, исповедующим "чистый" ислам. На этой почве в селе не раз происходили стычки. Во время вторжения боевиков в Дагестан в 1999 году жители Губдена сформировали отряды самообороны, чтобы помешать экстремистам взять село под контроль. О ликвидации банды Вагабова, по свидетельству руководства МВД Дагестана, также просили сами жители села.

В ходе спецоперации в Карабудахкентском районе было уничтожено 16 боевиков. Министр внутренних дел Дагестана накануне спецоперации оценивал общую численность боевиков в республике в 50-70 человек.