Опрос: Число россиян, не одобряющих введение ЕГЭ, за год выросло в 1,5 раза
Адыгея, 17 июля, 2008, 16:26 — ИА Регнум. Менее половины россиян (39%) знают о том, что в российских школах введена новая система аттестации выпускников, в соответствии с которой экзамены по ряду предметов проходят в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). "Что-то слышали" - 38% граждан. Каждый пятый (19%) впервые услышал об этой реформе когда ему был задан вопрос. Еще 4% затруднились оценить уровень своей компетентности в данном вопросе.
Такие данные публикует Фонд "Общественное мнение" на основании результатов опроса, проведенного в 46 регионах России 12-13 июля.
На протяжении последних трех лет общая доля информированных о ЕГЭ остается практически неизменной, хотя при этом снижается число тех, кто уверенно заявляет, что "знает" о ЕГЭ (48% в 2005 году, 45% - год назад, 39% - сегодня), и, соответственно, увеличивается доля тех, кто лишь "что-то слышал" о нем.
В отношении россиян к ЕГЭ динамика неблагоприятна для этого нововведения. Сегодня одобрительно воспринимают его 18%, неодобрительно - 36% опрошенных (остальные затруднились ответить либо не отвечали на данный вопрос в силу полной неосведомленности о ЕГЭ). Год назад распределение ответов было принципиально иным: 28% одобрительных и 23% неодобрительных суждений.
Пятая часть россиян (20%) имеют, как им кажется, хорошее представление о сущности ЕГЭ, еще 37% знают о нем "в общих чертах" (больше всего компетентных людей среди респондентов с высшим образованием - 39 и 44% соответственно, а также среди молодых респондентов - 31 и 43%). Этих респондентов попросили указать, чем новый способ проверки знаний выпускников лучше прежнего, и чем - хуже.
Главное преимущество ЕГЭ по сравнению с традиционной системой экзаменов состоит, по мнению респондентов, "в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы" (10%; ответы давались в открытой форме).
По мнению 6% респондентов, ЕГЭ - более справедливый и объективный экзамен ("лучше оцениваются знания"; "более точные оценки"; "все по одной системе, и поблажек нет"; "на ЕГЭ все равны"). Конкретизируя, по существу, это мнение, некоторые подчеркивали, что ЕГЭ исключает коррупцию ("не подкупишь учителей"), что на этом экзамене "невозможно списать", "все сдают своими силами, без подсказок и шпаргалок" (по 2% суждений каждого типа).
Кто-то воспринимает ЕГЭ как более легкий способ сдачи экзамена, другие, напротив, полагают, что ЕГЭ - сложный экзамен, требующий серьезной подготовки (по 2%). Довольно часто (10%) респонденты заявляли, что никаких преимуществ в ЕГЭ они не видят.
На вопрос о недостатках ЕГЭ был получен целый спектр самых разнообразных ответов. Статистически наиболее весомую группу составили высказывания о необъективности, неадекватности этой системы оценивания знаний: "не выявляют реальные знания учеников"; "категорически не определяет степень образованности" (7%).
Претензии 3% респондентов адресованы содержанию экзаменационных заданий, которые, по их мнению, недостаточно продуманы: "вопросы ненормальные"; "набор тестов далек от программы общеобразовательной школы"; "вопросы составлены не совсем правильно" и пр.
По мнению 5% участников опроса, в программу ЕГЭ входят слишком сложные вопросы и задания. Примерно о том же говорили 2% опрошенных, подчеркивая, что уровень знаний выпускников российских школ недостаточен для сдачи ЕГЭ. Некоторых респондентов отталкивает формальный, обезличенный подход, заложенный в систему ЕГЭ, они называли это "бездушным, нетворческим выявлением знаний" (4%).
Другие обращали внимание на процедурные погрешности данного подхода, связанные с компьютерными сбоями (2%), высокой вероятностью утечки информации (2%) и ролью случая ("везение, а не проверка знаний"; "спортлото" - 1%).
Участники опроса говорили также о психологических проблемах, осложняющих жизнь выпускников (6%); отдельные респонденты указывали на стрессовое воздействие на школьников "чужих стен" и незнакомых лиц (1%).
Закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года по ряду предметов ЕГЭ будет обязательным для выпускников всех российских школ, граждане воспринимают скорее неодобрительно. Однозначно его поддержал лишь каждый девятый респондент (11%), в то время как 54% считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе.
По мнению 30% респондентов, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы старую систему выпускных экзаменов; в два раза меньше полагающих, что старая и новая системы пользовались бы примерно одинаковой популярностью у выпускников (15%), и лишь 8% считают, что большинство выпускников предпочли бы ЕГЭ.
Ответы на открытый вопрос: "Как Вам кажется, какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ?" - показали, что единый госэкзамен чаще воспринимается как испытание для сильных, хорошо подготовленных учеников, которые уверены в своих знаниях (18%), чем для слабых, имеющих формальные и узкие знания, тех, кто "заучивает ответы, как стихи" (6%).
Ответы на симметричный вопрос: "Какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены по прежней системе?" - в целом распределились сходным образом, хотя акценты были расставлены несколько иначе, чем в предыдущем случае.
Так, в наиболее распространенном типе ответов старая система экзаменов рассматривается как предпочтительный выбор слабых, плохо подготовленных учеников (12%). Однако лишь немногим реже высказывалось мнение, что привычная система экзаменов устраивает всех: "все выпускники хотели бы сдавать по старой системе" (9%), а 7% респондентов, представляя другой полюс мнений, говорили, что эта система отвечает интересам "более сильных", "способных учеников", "выпускников с хорошей подготовкой", "думающих, рассуждающих", тех, "кто любит свободно мыслить".
В прочих ответах, как правило, подчеркивались те или иные аспекты, связанные с представленными выше точками зрения (так, респонденты говорили, что обычные экзамены - для тех, кто надеется на помощь учителей, - 2%, не претендует на поступление в вуз - 1%, или для тех, "кому не безразлична оценка", "кто хочет иметь хороший аттестат" - 1%, и пр.).
В опросе приняли участие 1500 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.