Человек, который за время отбывания наказания потерял квартиру и прописку, лишается возможности устроиться на работу и легально зарабатывать себе на жизнь, и это часто толкает его на новые нарушения закона. Так прокомментировал по просьбе ИА REGNUM возможные причины ЧП на станции Аша Челябинской области известный правозащитник, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Валерий Абрамкин.

Напомним, что утром 27 ноября в электропоезде Уфа - Кропачево, следовавшем через станцию Аша, взорвал находившуюся при нем гранату 43-летний Михаил Ершов. При взрыве мужчина погиб. Как было установлено позднее, уроженец Санчурского района Кировской области был четырежды судим. Последний раз он отправился в места лишения свободы на 3 года в 2004 году и тогда же был выписан с места постоянного проживания. Освободившись в начале 2007 года, он нигде не был зарегистрирован. Во время переговоров с сотрудниками милиции, пытавшимися его задержать, Михаил Ершов не выдвигал никаких требований и лишь жаловался на свою тяжелую жизнь.

"Лишение осужденных прописки незаконно, - отметил Валерий Абрамкин. - Есть постановление Конституционного суда, которое запрещает это делать. Но риэлторские фирмы делают все, чтобы отобрать квартиру у таких людей. Особенно много подобных случаев мне известно в Санкт-Петербурге. Если у осужденного остается, скажем, пьющая жена, ее убеждают за доплату переехать за город, а городскую квартиру продать. Доходит и до прямого мошенничества с документами. Свои нотариусы покрывают такие сделки".

Как отметил правозащитник, восстановить утраченное жилье и прописку бывшему осужденному очень сложно. "Правозащитники не одному человеку вернули жилье, помогая составлять ходатайства и доказывать свое право. Но надо понимать, что помочь можно только тому, кто и сам прилагает соответствующие усилия. - объяснил он. - Но если человек отсидел больше трех лет, это накладывает отпечаток на его личность, ему уже легче жить в тюрьме, чем на воле, и он далеко не всегда оказывается способен активно отстаивать свои права".

"Проблема утраты осужденными прописки и жилья очень тяжела, и она касается не только взрослых, но и детей, - заключил Валерий Абрамкин. - Есть такая пословица "Они приходят ниоткуда и уходят в никуда". К сожалению, в нашей стране нет службы пробации, которая занималась бы такими людьми и давала бы им хотя бы какую-то надежду на возвращение к нормальной жизни".

Между тем, 27 ноября должно состояться рабочее совещание по проблеме социальной защиты несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы. В совещании примут участие представители Федеральной службы исполнения наказаний и Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.