В связи с пожаром, происшедшим в Чернском доме-интернате для престарелых и инвалидов 4 ноября, органами прокуратуры Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в 66 специализированных социальных и медицинских учреждениях области, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов, школах-интернатах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 12 ноября сообщили в пресс-службе областной прокуратуры.

Как установлено проверкой, практически во всех учреждениях выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, наиболее распространенными из которых являются: отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, не проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций, наличие глухих металлических решеток на окнах помещений стационаров.

Прокурорской проверкой в надзорной деятельности главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ по Тульской области и территориальных подразделениях органов государственного пожарного надзора по исполнению законодательства о пожарной безопасности выявлены многочисленные нарушения.

Несмотря на проведение органами Госпожнадзора неоднократных инспекторских и контрольных проверок в специализированных социальных и медицинских учреждениях, выявляемые в них многочисленные нарушения пожарной безопасности не устраняются в полном объеме. При этом должностными лицами органов государственного пожарного надзора в Тульской области не используется весь предоставленный законом комплекс полномочий по осуществлению надзора за выполнением требований законодательства о пожарной безопасности.

Не выполнение в полном объеме требований, изложенных в предписании органа Госпожнадзора руководством Чернского дома-интерната для престарелых и инвалидов, не устранение этих нарушений в течение длительного срока явились одними из причин пожара, повлекшего многочисленные человеческие жертвы. Аналогичные нарушения выявлены и по другим объектам.

Отделом государственного пожарного надзора Щекинского района 22 марта 2007 проведено плановое пожарно-техническое обследование Первомайского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Руководителю учреждения внесено предписание об устранении 13 нарушений законодательства о пожарной безопасности. По требованию прокурора города Щекино 5 ноября 2007 было проведено внеплановое пожарно-техническое обследование помещений дома-интерната.

Обследование показало, что не устранены 6 из 13 нарушений: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в полном объеме, не полностью демонтирована горючая отделка стен на путях эвакуации, дежурный персонал не полностью обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания, не отремонтирован 1 пожарный гидрант на территории, помещения не оборудованы системой оповещения о пожаре в полном объеме. Установленные для их устранения сроки истекли, однако исполнение мероприятий своевременно должностными лицами государственного пожарного надзора проконтролировано не было. Только по результатам внепланового обследования вынесено определение о проведении административного расследования.

Аналогичные факты бесконтрольности за исполнением своих предписаний в деятельности органов Госпожнадзора выявлены прокурорами Суворовского, Одоевского, Белевского, Киреевского, Новомосковского, Богородицкого районов.

В связи с этим прокурором области 8 ноября 2007 года в адрес начальника Главного управления МЧС России по Тульской области внесено представление, в котором содержатся требования об усилении контроля за деятельностью инспекторов государственного пожарного надзора, о разработке комплекса мероприятий, направленных на эффективное осуществлений функций в сфере пожарной безопасности. Кроме этого, поставлен вопрос о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.

Прокурорской проверкой установлено, что со стороны департамента социального развития Тульской области не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью подведомственных социальных учреждений и их руководителей, непосредственно ответственных за осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности. Стационарные учреждения социального обслуживания не в полном объеме представляли в департамент сведения об устранении выявленных нарушений и принятых для этого мерах. При этом вопрос о дисциплинарной ответственности руководителей учреждений не ставился.

Недостаток денежных средств на устранение нарушений противопожарных норм и правил обусловлен, в том числе, и просчетами в деятельности департамента социального развития Тульской области при составлении предложений о формировании бюджета области в части финансирования материально-технического оснащения подведомственных учреждений.

В 2006 году потребность в средствах по мероприятиям пожарной безопасности государственных стационарных учреждений социального обслуживания составляла - 29016, 5 тыс. рублей, фактически выделено из бюджета Тульской области - 3137, 5 тыс. рублей или 11% от необходимых средств. В 2007 году соответственно потребность в средствах составила 25879, 0 тыс. рублей, фактически в настоящее время выделено 2839, 1 тыс. рублей. Прокурором области в связи с ненадлежащим выполнением должностными лицами администрации Тульской области обязанностей в части обеспечения контрольных функций за деятельностью государственных стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе состояния пожарной безопасности, 8 ноября 2007 года в адрес вице-губернатора области внесено представление.

В представлении, в частности, отмечено, что сложившаяся в государственных учреждениях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан обстановка с состоянием пожарной безопасности является, в том числе и следствием длительного отсутствия в области областной целевой программы, посвященной вопросам пожарной безопасности, которая позволила бы комплексно подойти к решению проблемы совершенствования противопожарной защиты.

Областная целевая программа "Пожарная безопасность Тульской области на 2008-2010 годы" принята в области в октябре 2007 года и вводится в действие только с 1 января 2008 года.

Однако основной задачей областной программы является создание условий, направленных на повышение эффективности деятельности подразделений пожарной охраны по защите населения и территории от пожаров, сокращения людских и материальных потерь от огня, то есть на мероприятия, связанные с ликвидацией возникающих пожаров. В то же время, содержание понятия пожарной безопасности предполагает не только борьбу соответствующих служб и подразделений пожарной охраны с возникшими пожарами, но и состояние защищенности от возникновения пожаров, то есть превентивные меры, направленные на предупреждение возникновения пожароопасных ситуаций. К ним в частности относится обеспечение надлежащего состояния зданий, находящихся в нем электропроводки и устройств электрооборудования, соответствие используемых изделий, материалов и веществ, наличия систем оповещения о пожаре, сигнализации и др., то есть меры связанные с надлежащим состоянием объектов, подверженных поражению огнем.

В представлении содержатся требования разработать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на эффективное осуществление функций в области обеспечения пожарной безопасности, обеспечить надлежащее финансирование мероприятий, направленных на улучшение противопожарного состояния государственных стационарных учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан. Кроме этого, прокурором области предложено рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников департамента социального развития Тульской области.

В целом по результатам настоящей проверки прокурорами в связи с выявленными нарушениями законодательства о пожарной безопасности внесено 58 представлений главам муниципальных образований и руководителям учреждений, объявлено 5 предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено 19 административных производств в отношении руководителей и должностных лиц учреждений, направлено 4 заявления в суд. Проверки в настоящее время продолжаются.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, в результате пожара в Чернском доме престарелых 4 ноября погибли более 30 человек.