"Все так называемые инициативы Воронина, озвученные в молдавских газетах, вытекают из документов, подписанных Молдавией и Приднестровьем еще 2002 году. Кроме того, где гарантия того, что в случае подписания каких либо новых договоров, они будут выполняться молдавской стороной?" - заявил на брифинге в Тирасполе 9 ноября 2007 года президент Приднестровья Игорь Смирнов, передает корреспондент ИА REGNUM.

Игорь Смирнов еще раз озвучил позицию Приднестровья: "Возобновление переговорного процесса и подписание каких-либо документов возможны только при наличии международных обязательств их выполнения, и если будет подписан транзитный протокол Жуков-Смирнов".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Приднестровье настаивает на подписании так называемого "транзитного протокола", чтобы разрешить таможенно-пограничный кризис, вызванный введением новых таможенным правил на молдавско-украинской границе. Напомним, в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Приднестровские товары отныне могут пересекать украинскую границу только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Приднестровье расценило действия Украины и Молдавии как экономическую блокаду. В соответствии с транзитным протоколом Приднестровье сможет осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года, но в то же время она должна быть транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. Согласно данному протоколу, приднестровская сторона обязана будет предоставлять статистические данные о работе своих таможенно-пограничных органов России, Украине, Молдавии, США и ЕС.

Смирнов также поддержал предложение спикера приднестровского парламента Евгения Шевчука, высказанное на брифинге 11 октября 2007 года о том, что "говорить о возобновлении переговорного процесса можно будет после отмены закона о статусе Приднестровья, принятом в одностороннем порядке парламентом Молдавии". (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM).

Напомним, в интервью "Комсомольской правде в Молдове", опубликованном 4 октября, президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что в рамках приднестровского урегулирования есть немало проблем, которые можно разрешить, даже не прибегая к услугам посредников. По его словам, речь, в частности, может идти об устранении пограничных полицейских постов вдоль реки Днестр, максимальном сокращении совместных миротворческих постов, решении общих задач инфраструктурного характера. Так, по мнению Воронина, "настоящим прорывом" стало бы восстановление единства железной дороги. Молдавский лидер также заявил о возможности сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности, создания общего телевидения и поэтапной аккредитации Приднестровского госуниверситета министерством просвещения Республики Молдова. Кроме того, Владимир Воронин не исключил возможности снятия всех взаимных ограничений на перемещения официальных лиц Кишинева и Тирасполя.

В интервью, опубликованном 10 октября в газете "Известия в Молдове", президент Молдавии предложил официальному Тирасполю строить единые вооруженные силы. По его словам, молдавские эксперты недавно "завершили комплексный анализ всего этого клубка проблем" и выработали особый механизм "демилитаризации региона". "Первое: и Кишинев, и Тирасполь должны в обозримом времени, например в ближайшие полгода, ликвидировать всю тяжелую технику и вооружения, системы залпового огня и ракетные комплексы любых модификаций. Второе: Кишинев предлагает Тирасполю строить единые вооруженные силы. Причем мы с самого начала говорим, что эти, уже объединенные вооруженные силы должны действовать на основе территориального комплектования воинских частей. И главное - они не могут быть использованы для обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Третий и, пожалуй, самый главный пункт: эти объединенные вооруженные силы должны принципиально измениться качественно", - заявил Воронин. По его словам, армия объединенной Республики Молдова "может иметь смысл и идейное наполнение только как армия миротворческая, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами".