На Петербургском экономическом форуме проекты развития водной артерии юга России представили два региона - Волгоградская область и Ставропольский край.

Каждая из сторон пыталась убедить участников форума в экономических преимуществах альтернативных проектов - второй ветки "Волго-Дона" (Волгоградская область) и канала "Евразия" (Ставропольский край).

Выступая на Петербургском экономическом форуме президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также высказал мнение об экономических преимуществах канала "Евразия".

По просьбе ИА REGNUM свое мнение по поводу перспектив развития водных путей юга России, обсуждавшихся на Петербургском экономическом форуме, высказал директор ростовского института эффективного управления "Система" Дмитрий Савельев:

"Можно утверждать, что тема строительства канала "Евразия" поднята на Петербургском экономическом форуме очень вовремя. Это подтверждает и геополитическая ситуация вокруг южной границы России. В наличии удобного, надежного, недорогого и кратчайшего пути между Европой и Азией заинтересованы не только европейские страны, но и непосредственно прилегающие к Каспию среднеазиатские постсоветские государства, и Иран, и богатейшие нефтедобывающие страны Персидского залива, и наращивающие экономический потенциал Индия и Пакистан, и кажущиеся далекими государства Юго-Восточной Азии, и даже Китай. Так что проект канала "Евразия", кроме несомненной инвестиционной привлекательности - экономики, о которой говорил президент Казахстана - может стать для России важнейшим фактором не только экономки, но и геополитики.

И в первую очередь, потому, что открывается удобный короткий путь транспортировки в Европу нефти. Очевидно, что инвесторами при строительстве канала "Евразия" станут те страны, которые заинтересованы в наличии короткого удобного пути для транспортировки своих ресурсов и товаров.

Например, в 2000 году в казахстанском секторе Каспийского моря было открыто одно из крупнейших в истории нефтяное месторождение Кашаган с предполагаемыми запасами нефти 7 - 9 млрд тонн, что более, чем вдвое превышает все запасы нефти США. Вопрос о транспортировке казахстанской нефти уже рассматривался на правительственном уровне в 2002 году при обсуждении соглашения о торговом судоходстве между Российской Федерацией и Казахстаном.

И от того, каким путем пойдет на мировой рынок эта нефть, во многом зависит и геополитическая ситуация в регионе. И это важнейшее, пожалуй, стратегическое предназначение канала "Евразия".

Реализация этого проекта поставит наши отношения со многими странами, особенно, на востоке, на новую качественную ступень".

Дмитрий Савельев напомнил о технических характеристиках представленных на форуме проектов:

протяженность: канала "Евразия" - 700 км, второй ветки Волго-Донского - 1500, грузопропускная способность канала "Евразия" - 45 млн тонн, второй линии Волго-Донского канала - 16 млн тонн, количество шлюзов, которое должно быть построено на канале "Евразия" - 6, на второй линии Волго-Дона - 18.

Минимальная ориентировочная стоимость проекта "Евразия" - 4,5 млрд евро, второй ветки Волго-Донского канала - 5 млрд евро.

Справка ИА REGNUM: Институт эффективного управления "Система" зарегистрирован в Ростове-на-Дону в августе 2003 года. Его основные цели и задачи - исследования и научная деятельность, научно-исследовательские разработки в области общественных наук, разработка программного обеспечения и издательская деятельность. В числе экспертов института - ректор Пятигорского университета Виктор Казначеев, зав. кафедрой регионоведения ИППК ЮФУ Игорь Добаев, доктор технических наук, зав. кафедрой ДГТУ Олег Полушкин и другие.