В январе прошлого года россиянин с впалыми щеками и тонкими усиками пересек грузинскую границу и по высокогорной дороге направился на машине в Тбилиси. По словам грузинских властей, в двух пластиковых пакетах в карманах своей кожаной куртки он перевозил 100 г урана - обогащенного настолько, что он подошел бы для создания атомной бомбы, пишет Тhe New York Times. Как сообщили власти, этот россиянин, Олег Хинчагов, ехал на встречу с покупателем, который, как он полагал, заплатит 1 млн долларов и передаст вещество мусульманину из "одной серьезной организации".

Покупатель оказался агентом грузинских служб безопасности. Получив предупреждение о намерениях Хинчагова от агентов в Южной Осетии, грузинские власти арестовали его и конфисковали товар. Суд, проходивший за закрытыми дверями, приговорил контрабандиста к восьми с половиной годам заключения.

Последний случай с контрабандой урана, по словам американского посла в Тбилиси Джона Теффита, "показывает, что контрабанда и слабая охрана границ, вызванные сепаратистскими конфликтами в Грузии" представляют угрозу "не только для Грузии, но и для всего международного сообщества". Самое страшное в этих двух происшествиях, говорят специалисты по ядерным технологиям, - это само вещество. В достаточных количествах оно позволит террористам выполнить самую сложную задачу при изготовлении ядерного оружия - получить топливо. Лабораторный анализ правительством США материалов, перехваченных в 2006 году, - в которых, помимо прочего, обнаружены следы редких изотопов урана: урана-234 и урана-236 - дал "серьезные основания" полагать, что они происходят из России. Об этом сообщил Томас Кочрэн, глава ядерной программы неправительственной группы по наблюдению за ядерным оружием Natural Resources Defense Council.

В пятницу Международное агентство ООН по атомной энергии в Вене, как ожидается, сделает первое официальное заявление, где будут изложены подробности дела 2006 года.