Законопроект "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" о материнском (семейном) капитале будет рассматриваться Госдумой во втором чтении 20 декабря, сказала председатель комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова на парламентских слушаниях 5 декабря, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По ее словам, в проекте остается много неясных вопросов, касающихся механизмов реализации закона, которые должны регулироваться правительственными нормативными актами. Она подчеркнула, что закон должен быть принят в этом году, поскольку первые обращения в Пенсионный фонд за выдачей государственных сертификатов на право получения материнского капитала могут начать поступать сразу после новогодних праздников.

Глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов заявил, что его ведомство полностью готово к работе с базами данных, так как на фонд возложена обязанность вести государственный регистр всех лиц, которым предоставляется право на получение маткапитала. Он рассказал, что сегодня встречался с руководителем Пенсионного фонда Армении, который с большим воодушевлением воспринял этот законопроект. "Но бюджет Армении не может это позволить, хотя демографическая ситуация там на несколько порядков сложнее", - заметил Батанов.

Заместитель министра здравоохранения РФ Любовь Глебова отметила, что все поступающие поправки можно разделить на четыре группы: предоставление женщине право направить средства господдержки на лекарства и оплату медицинских услуг для ребенка, на свое образование, прописать в законопроекте, что средства на ведения реестра, изготовление сертификатов и другие организационные мероприятия выделяются из федерального бюджета, обозначить, что право на маткапитал может получить женщина не по истечении трех лет со дня рождения ребенка, а по достижения им трех лет. Только последнюю поправку Минздрав готов поддержать, чтобы избежать возможности получения права распоряжаться средствами маткапитала теми женщинами, ребенок которых умер, не достигнув трехлетнего возраста. Говоря о возможности ввести четвертое направление для расходования средств господдержки - на медицинские услуги - Глебова подчеркнула, что это предложение выходит за рамки послания президента, в котором было заявлено о стимулирования рождаемости с помощью материнского капитала. Медицина, по российским законам, заявила она является бесплатной. Кроме того, считает замминистра здравоохранения, это не способствует развитию системы здравоохранения.

С ней согласился заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (фракция "Единая Россия"), который сказал, что развитие здравоохранения и расходы семей на него не должны идти за счет средств маткапитала. "Проблемы здравоохранения надо решать за счет увеличения финансирования расходов в бюджете и адресных льгот по налогообложению. Мы с Екатериной Филипповной (Лаховой - ИА REGNUM) являемся соавторами законопроекта, предполагающему льготы по подоходному налогу. Все налоговые вычета должны быть переориентированы в связи с целями государства на повышение рождаемости и должны стать адресными", - отметил Макаров.

По мнению главы комитета по образованию и науке Николая Булаева, большинство женщин намерены тратить материнский капитал на образование, так как на приобретение жилья этих денег не хватает, а вложение в накопительную часть пенсии для них не представляется актуальным. В части образования, заметил он, много оснований для критики законопроекта. В редакции первого чтения, законопроект предусматривает два направления: оплата дополнительного образования и услуг, предоставляемых негосударственными образовательными учреждениями. Учитывая, что в негосударственные вузы принимается около 250 тыс. абитуриентов, а в государственные порядка 600 тыс. на бюджетные отделения и столько же на платные отделения, Булаев считает, что исключение из законопроекта государственных вузов приведет к "неимоверному вздутию конкурса, и цены на обучение в негосударственных вузах будут кратно выше". "Количество выпускников 11 классов резко уменьшается, в следующем на году - на 170 тыс. Я прогнозирую, что будет погоня за каждым абитуриентом с начала следующего года. Часть вузов перестанет существовать, в первую очередь могут выбывать вузы не государственные, так как уровень качества обучения не всегда соответствует требованиям, но главное, что специализация их очень узкая", - сказал глава думского комитета по образованию. Он обратил внимание на то, что проблемой сегодня является не плата за обучение на платных отделениях, а содержание студента, поступившего в вуз на бюджетной основе. Булаев призвал к тому, чтобы законопроект был доработан, и его не пришлось бы менять через 3-5 лет, когда он вступит в полном объеме.

Член Общественной палаты, председатель консорциума женских неправительственных Елена Ершова считает, что законопроект неоднозначный и может принести как большое благо, так и создать ситуацию, когда "122-ой закон покажется цветочками". "Если он только поманит женщин этими деньгами, помашет перед их носом морковкой, женщины готовы будут разрушить все. Почему нельзя эти деньги положить ей на банковский счет и отчислять проценты? И не придется тогда дискутировать, можно ли женщине купить дополнительные лекарства. Если будут деньги на лечение, можно будет сделать так, чтобы он не умирал", - заявила она. Она обратила внимание на противоречие, когда на частное здравоохранение тратить средства материнского капитала нельзя, а на частное образование можно. Ершова предостерегла от того, чтобы реализацию законопроекта отдавать на откуп Пенсионного фонда. "Я бы Пенсионный фонд близко не подпускала. Более дискриминационного по признаку полузакона органа нет. Мы дадим деньги, а он будет часть их крутить 15, 17 и даже 30 лет, а куда пойдут проценты", - сказала она.