КС РФ рассмотрит статьи ГПК, регулирующие судопроизводство в надзорной инстанции
Алтай, 21 ноября, 2006, 08:09 — ИА Регнум. Сегодня, 21 ноября, Конституционный Суд (КС) РФ рассмотрит в открытом заседании дело о проверке конституционности ряда положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ а также ст. ст. 16, 20, 112, 336, 377, 388, 381, 382, 383, 387 и 389, регулирующих производство в суде надзорной инстанции. В частности, заявители оспаривают:
- допустимость пересмотра решений судов, которые уже вступили в законную силу;
- основания возвращения надзорной жалобы без ее рассмотрения по существу;
- порядок предварительного рассмотрения надзорной жалобы и истребованных дел;
- право председателя областного суда, а также председателя Верховного Суда РФ и его заместителей соглашаться или не соглашаться с определением судьи об отказе в рассмотрении дела в порядке надзора, а также выносить свои определения об истребовании дел и передаче их для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;
- право председателя Верховного Суда РФ и его заместителей по собственной инициативе вносить в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных решений;
Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы 20 граждан, акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также запрос кабинета министров Татарстана.
Например, заявитель Ищенко полагает, что ст. 376 ГПК РФ, допускающая пересмотр вынесенного в пользу гражданина и вступившего в законную силу судебного решения, противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах и Конвенции о защита прав и основных свобод человека.
Ищенко, проходивший военную службу в подразделениях особого риска, стал инвалидом. Городской суд признал его право на взыскание с органов социальной защиты компенсаций в возмещение вреда здоровью. Однако спустя два года Президиум Ленинградского областного суда отменил предыдущие судебные решения и отказал Ищенко в удовлетворении его требований.
Ряд заявителей полагают, что Конституции противоречат те нормы, которые закрепляют право судьи суда надзорной инстанции единолично принимать решение об отказе в истребовании дела и в рассмотрении его по существу без проведения судебного заседания, без изучения дела, без участия сторон. Заявители полагают также, что указанные в законе основания для пересмотра дела в порядке надзора (а именно: были допущены "существенные нарушения норм материального и процессуального права"), сформулированы неконкретно, недостаточно четко, что допускает различное понимание правоприменителями.
По мнению заявителей, не ограниченное процессуальным сроком право председателя Верховного Суда РФ и его заместителей вносить в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре вступивших в силу судебных решений, противоречит общепризнанным принципам международного права. Кроме того, как указывают заявители, председатель ВС РФ и его заместители могут вносить такие представления даже без наличия надзорной жалобы, по собственной инициативе "в целях обеспечения единства судебной практики и законности".
Заявители полагают, что и эта формулировка не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Кроме того, с точки зрения заявителей, наделение правом высших должностных лиц судов общей юрисдикции вносить в Президиума Верховного Суда РФ представления о пересмотре дел нарушает принципы беспристрастности, независимости и справедливости правосудия.
- «Да вроде, все хорошо...» Как живут Миша и Вася, потерявшие родителей в «Крокусе»
- Суд отклонил иск москвича, требовавшего от «Русского лото» 566 тыс. рублей
- В Курской области перекрыт маршрут прорыва ВСУ — 985-й день СВО
- Путин назвал русский язык одной из ключевых и фундаментальных ценностей РФ
- Власти немецкого города отказались от побратимства с украинским ради Калуги