Газета "Известия" опубликовала сегодня на правах рекламы подготовленную при официальном содействии пресс-службы президента Азербайджана статью "Американский вектор азербайджанской политики". Она посвящена контексту и целям визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в США и является, таким образом, практически официальным изложением позиции Азербайджана. В статье, в частности, говорится:

"У Вашингтона было немало возможностей проявить свое уважение, как-то поприветствовать самостоятельный азербайджанский выбор, поддержать нового президента Ильхама Алиева. Однако визит не состоялся ни в 2004 году, ни в 2005-м. Возможно, тогда кто-то мог бы даже предположить, что визит был политически, тактически нужнее Баку, чем Вашингтону. Теперь ситуация другая, реальностью стали не только настоящая война в недалеком от региона Ираке, но и стремительное обострение ситуации в самом прикаспийском регионе - вокруг Ирана. В этом аспекте роль Азербайджана становится для Вашингтона не только принципиально важной, но в чем-то даже более приоритетной, чем роль такого традиционного союзника Запада в регионе, как Турция. Ситуация вокруг Ирана - без преувеличения критическая для администрации Буша-младшего. И вот в такой момент Вашингтон и приглашает азербайджанского президента - не просто как союзника, а как возможную свою опору в непростой ситуации...

Азербайджан как ближайший сосед Ирана, связанный с ним многовековой историей, а отчасти и этническим родством (имеется в виду многомиллионная азербайджанская диаспора в Иране), как никто другой, пожалуй, может помочь Вашингтону банально сориентироваться, найти выход из ситуации, кажущейся сегодня практически тупиковой, помочь не наломать дров, как их наломали, скажем, в Ираке. При этом Азербайджан ничем не рискует. Ему американцев не о чем просить (сравните с Грузией или, еще лучше, с Арменией, чьи бюджеты вообще не сверстаются без американских денежных вливаний, самую быстро растущую на сегодня в СНГ экономику Азербайджана)... Вполне в традициях американской дипломатии использовать надежных партнеров для того, чтобы незаметно отыграть назад, особенно в ситуациях, когда сами американцы уже уперлись в непроходимый тупик. Вспомнить хотя бы легендарного Генри Киссинджера. Именно он в свое время готовил, храня до поры в тайне, встречу с руководством Китая, историческую встречу на высшем уровне между Ричардом Никсоном и Мао Цзэдуном. Именно с тех пор (с поры секретных вояжей Киссинджера) появился термин "челночная дипломатия". Как и сегодня с Ираном, тогда тоже невозможно было представить, что два таких противника, как США и Китай, сядут за стол переговоров. Почему бы не повторить подобный успех на иранском направлении при участии президента Алиева? Вашингтонская встреча Алиев - Буш могла бы стать одной из возможностей нащупать подобное решение".

Довольно критично Азербайджан оценивает и качество союзничества США с Украиной и Грузией: "Роль потенциального посредника между США и Ираном резко повышает интерес к Азербайджану со стороны Запада. До сих пор наиболее привлекательными объектами той же американской дипломатии в СНГ оставались Украина и Грузия, где в результате слабости президентской власти удалось разбалансировать систему таким образом, чтобы привести к власти более лояльные США режимы".

Особое внимание в статье уделено карабахской проблематике: "Теперь, заполучив иракскую катастрофу, нарастающий с каждым днем иранский кризис, а также сильно осложнившуюся после прихода в Палестине к власти ХАМАС ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и вообще в мусульманском мире, Вашингтон не только будет заинтересован в том, чтобы страховать власть Ильхама Алиева от неожиданных ударов с какой бы там ни было стороны, но и будет искать новые формы и сферы взаимодействия с Азербайджаном по вопросам региональной геополитики. Вряд ли в этой связи стоит ожидать скорых подвижек в карабахском урегулировании: армянское лобби в Америке слишком сильно, чтобы можно было быстро преодолеть его сопротивление, даже в условиях объективной выгодности для США сближения с сегодняшним Азербайджаном.

Однако Армении радоваться по этому поводу не стоит. В долгосрочном, стратегическом плане она проигрывает тем больше, чем дольше упорствует в оккупации чужих территорий. Азербайджан в роли активного партнера крупных мировых держав имеет положение куда более предпочтительное и прочное. И оно будет только крепнуть. В современном мире не территории определяют прочность государства, а сбалансированная внешняя политика, когда страна не склоняется ни в одну, ни в другую сторону, освобождает ресурсы для внутреннего развития. Несмотря на потери, Азербайджан добился многого, а Армения так и не смогла капитализировать свои земельные захваты".