Правозащитники предложили систему мер по моральному оздоровлению Вооруженных Сил
Москва, 21 февраля, 2006, 21:45 — ИА Регнум. Коалиция неправительственных организаций "За демократическую АГС" распространила 21 февраля заявление о необходимости чрезвычайных мер по искоренению преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приводим полный текст этого документа:
1. Армия должна быть ответственна перед своим народом. Мы хотим гордиться ею, уважать тех людей, которые взяли на себя нелегкую миссию Защиты Отечества. Но гордость и уважение должны быть заслуженными. Армия, не основанная на Праве и Достоинстве, более нетерпима в России.
2. Состояние дел с правами военнослужащих, особенно срочной службы, в настоящее время достигло уровня национальной трагедии. Ежегодно десятки тысяч правонарушений фиксируются в войсках, около тысячи человек погибают в мирной армии. Постоянная воспроизводимость насилия, жестокости, вымогательства, злоупотреблений, говорит о системных нарушениях в сфере правопорядка в Вооруженных Силах РФ. Необходимо понять, что жертвами произвола являются не только прямо пострадавшие от него граждане, их родители и родственники, но и сотни тысяч военнослужащих, которые являются невольными соучастниками этих преступлений. В результате службы в армии многие юноши приобретают рабскую привычку не реагировать на проявление насилия, не защищать жертв. И такими они возвращаются после службы в армии в общество.
3. Кардинально решить проблему нарушений прав военнослужащих срочной службы, возможно при полной отмене призыва, перейдя при этом на добровольный принцип комплектования Вооруженных Сил РФ.
4. Для резкого снижения уровня преступности в армии в ближайшие 2006-2007 гг. необходимо принятие комплексной срочной программы чрезвычайных мер. Кроме того, так как нарушения прав военнослужащих срочной службы носят системный характер, необходимо также разработка и внедрение комплексной программы среднесрочных мер, затрагивающей все аспекты функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Сегодня необходимо ясно осознать и определить все источники армейской преступности. Невозможно лечить болезнь, скрывая или фальсифицируя диагноз. И прежде всего, необходимо отказаться от употребления термина "дедовщина" - в широком смысле, для описания всей сферы нарушений прав военнослужащих срочной службы.
Если определить "дедовщину" как особую систему взаимоотношений между военнослужащими срочной службы, суть которой есть всемерное затруднение жизни молодому солдату старослужащими - путем изощренных придуманных лишений, ограничений, обязанностей, включающее в себя беспрекословное подчинение старшим по срокам и сопровождающееся унизительными и бессмысленным действиями, то кроме "дедовщины", в сферу нарушения прав военнослужащих срочной службы необходимо включить такие основные явления, как:
- пытки и преступления против личности, совершаемые одними военнослужащими срочной службы против других;
- преступные действия офицеров по отношению к военнослужащим срочной службы;
- привлечение военнослужащих к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы;
- вымогательство старослужащими и офицерами денег у военнослужащих срочной службы;
- принуждение военнослужащих по призыву к подписанию контракта.
6. Мы полагаем, что программа срочных чрезвычайных мер должна быть направлена на решение следующих основных задач.
А) Сокращение срока и изменение характера военной службы по призыву. До конца 2006 года необходимо законодательно закрепить сокращение с 1 января 2008 года срока военной службы до 1 года.
Ускорить реализацию Федеральной целевой программы (введенной постановлением Правительства РФ № 523 от 25.08.2003) по переводу военнослужащих воинских частей постоянной боевой готовности исключительно на контракт.
Сокращение срока до года следует рассматривать как первый этап реформы призывной службы, целью которой должна стать подготовка военно-обученного резерва. В настоящее время считается достаточным полугодичный срок обучения призывников. Следовательно, впоследствии срок службы необходимо привести в соответствие с реальными потребностями армии, а численность ежегодного призыва - в соответствие с пропускной способностью учебных воинских частей.
Б) Исключение использования труда военнослужащих в целях, не связанных с обязанностями военной службы. Искоренить практику привлечения военнослужащих срочной службы к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы. Прекратить призыв в строительные и железнодорожные войска, а также во все остальные воинские соединения, в задачу которых входят несвойственные Вооруженным Силам функции (в том числе и во Внутренние войска). Исключить для призывного контингента несение караульной службы, охрану секретных объектов, сопровождение грузов, арестованных (заключенных под стражу) и т.п.
В) Гуманизация и изменение системы военного законодательства и практики его применения. Необходимо: - принять новые общевоинские уставы, разработанные с учетом требований, в том числе международных актов, касающихся защиты прав человека и основных свобод, провести широкое и гласное обсуждение проектов уставов.
- пересмотреть раздел XI УК РФ ("Преступления против военной службы"). Закрытая система, в которой один человек (солдат) находится в неограниченном подчинении у другого (командира), притом, что бегство из части считается уголовным преступлением, а жаловаться начальству опасно для жизни - такая система неизбежно становится питательной средой не только для всевозможных злоупотреблений, но и для проявления самых низменных качеств человека. Действия, подпадающие под статью 337 УК РФ ("Самовольное оставление части или места службы"), в подавляющем большинстве случаев совершаются вследствие насилия, издевательств и унижения. Нередко в самовольном оставлении части обвиняются солдаты, в реальности отправленные командирами на незаконные работы. Статью 337 УК РФ для ситуации мирного времени необходимо полностью отменить. Следует смягчить наказание по статье 338 УК РФ ("Дезертирство"), поскольку оставление места службы в целях дальнейшего уклонения в значительной части случаев также является вынужденным. Санкция данной статьи - до семи лет лишения свободы - подходит, скорее, для военного времени. Из статьи 339 УК РФ необходимо исключить ответственность за "членовредительство".
В соответствие с рекомендациями Комитета ООН против пыток необходимо включить в Уголовный Кодекс РФ ответственность за "пытки и иное жестокое и унижающее достоинство обращение" в качестве отдельного вида преступления с установлением адекватного за него наказания.
Внести изменения в законодательные акты и нормативные документы, исключающие практику принудительного подписания контрактов военнослужащими срочной службы.
Расширить применения Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в отношении военнослужащих. Предусмотренный статьей 13 данного закона перевод военнослужащего на новое место службы, в том числе в воинскую часть или военное учреждение другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, следует применять в отношении потерпевших и свидетелей по большинству случаев, связанных с насилием в отношении военнослужащих. Необходимо срочное принятие Министром обороны подзаконных нормативных актов, устанавливающих конкретный механизм реализации положений закона.
Исключить рассмотрение уголовных дел о преступлениях против личности, совершаемых в Вооруженных Силах РФ, из юрисдикции военных судов.
Законодательно закрепить положение, в соответствии с которым военнослужащие срочной службы не будут направляться в части, участвующие в боевых действиях.
Дополнить перечень оснований для досрочного увольнения с военной службы по призыву в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" еще одним основанием - "отмена решения о призыве".
В ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" расширить перечень отсрочек от военной службы положением, в соответствии с которым не должны подлежать призыву граждане, имеющие образование меньше 9 классов.
Г) Создание системы общественного контроля над военной организацией России. Принять Федеральный закон "Об общественном контроле над военной организацией РФ". Обеспечить регулярное опубликование статистики совершения преступлений в Вооруженных силах. Сделать военный бюджет максимально открытым, обеспечить, широкое обсуждение его обоснованности и отраженной в нем военной политики, расширить участие в этом процессе Парламента, независимых научных и общественных организаций. Как минимум открытыми должны быть статьи бюджета, направленные на материально-финансовое обеспечение военнослужащих по призыву.
Создание на базе института Уполномоченного по правам человека в РФ специальной горячей линии для призывников, военнослужащих и их родителей.
Расширить практику организации шефства администраций субъектов Федерации и органов МСУ над воинскими частями.
Д) Расширение степени информированности военнослужащих, проходящих службу по призыву, об их правах и обязанностях. Представляется необходимым обеспечивать военнослужащих, призываемых на военную службу, Памяткой об их правах и обязанностях, текст которой должен быть разработан Министерством обороны, Генеральной прокуратурой и Уполномоченным по правам человека в РФ. Памятка должна выдаваться на сборном пункте перед отправкой в войска. В памятке должны содержаться также телефоны круглосуточных дежурных военной прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в РФ и Союза Комитетов Солдатских Матерей России.
Разместить в казармах информационные плакаты с перечнем основных прав и обязанностей военнослужащих по призыву, с указанием на плакатах телефонов и адресов Главной Военной Прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Союза Комитетов Солдатских Матерей России.
Е) Улучшение кадрового состава Вооруженных Сил РФ и системы контроля за правонарушениями. Наряду с уже предложенными министром обороны мерами по введению корпуса профессиональных сержантов, а также изменению учета сведений о преступлениях и происшествиях в Вооруженных силах, необходимо также ввести систему, при которой не допускались бы наказания командиров за проступки их подчиненных при отсутствии причинно-следственной связи этих проступков и деятельности должностных лиц.
Необходимо также провести в 2006-2007 гг. переаттестацию всего офицерского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации.
В случае создания института военной полиции, принципиальна его независимость от Минобороны и МВД. Предлагается создание либо самостоятельной федеральной службы, либо службы, подведомственной Министерству юстиции РФ. При этом функции по дознанию должны быть переданы от командиров воинских частей военной полиции.
7. Среднесрочная программа мер по искоренению преступности в Вооруженных Силах РФ должна основываться на следующем.
А) Сокращение общей численности военной организации России в 1,5-2 раза, доведение численности Вооруженных сил до 550-600 тыс. военнослужащих.
Б) Переход к комплектованию регулярных войск исключительно по контракту и разработка новых моделей выполнения юношами конституционного долга по защите Отечества, которые бы не ущемляли их права на получение образования и добровольного выбора вида своей жизнедеятельности. До тех пор необходимо заморозить действующую систему отсрочек и освобождений от воинской службы. После перехода на новую функцию призыва разработать новую систему отсрочек и освобождений, которая должна быть реально эффективной, справедливой и понятной обществу.
В) Главным звеном в решении большинства задач военной службы (в том числе дисциплины и правопорядка) является командный состав, который обязан утверждать законность среди подчиненных, обличен правом отдавать приказы, в том числе с риском для жизни, обеспечивать безопасность военной службы в мирное время. Тщательный подбор граждан на офицерские командные должности, создание благоприятных условий для последующей армейской службы, достойное материальное и жилищное обеспечение в период службы и после увольнения, есть важнейшие и необходимейшие условия наведения порядка в Вооруженных Силах РФ.
Г) Улучшение социального положения военных инвалидов, членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Меры социальной защиты этой категории граждан не соответствуют моральным и материальным потерям, связанным с гибелью кормильцев. Государственная система поддержки граждан этих категорий явно нуждается в существенном изменении в пользу потерпевших.
Д) Кардинальный пересмотр системы адаптации к гражданской жизни военнослужащих, уволенных с военной службы. В первую очередь это касается военнослужащих, проходивших военную службу в "горячих точках".
Справка ИА REGNUM: Коалиция неправительственных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу" была создана в январе 2002 года. В настоящее время в нее входит более 90 молодежных, социальных, правозащитных, женских, антимилитаристских, исследовательских и просветительских общественных организаций из 30 регионов России. Коалиция продвигает демократическую концепцию альтернативной гражданской службы, работая с представителями законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональных уровнях, а также выступает за реформирование Вооруженных Сил России и военного законодательства. Члены коалиции оказывают правовую помощь призывникам и их родителям.
- В ЮАР скончалась 19-летняя девушка с синдромом преждевременного старения
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Трамп заявил, что готов к встрече с Путиным по Украине — 1033-й день СВО
- Средства ПВО сбили девять беспилотников ВСУ над Ростовской областью
- В Кремле раскрыли, какие страны станут партнёрами БРИКС с 1 января