Через три месяца Украину ожидают парламентские выборы. Большинство политологов утверждают, что новый состав Верховной Рады изменится, как минимум, на треть. Впрочем, украинцев, пожалуй, сегодня сложно удивить какими-либо изменениями, в том числе, и в центральном законодательном органе страны. Например, после победы на президентских выборах Виктора Ющенко, началось формирование нового правительства. В результате, ровно за год до новых парламентских выборов часть депутатского корпуса значительно обновилась. В числе таких новичков оказался и Михаил Поживанов, избранный по спискам блока политических партий "Блок Виктора Ющенко "Наша Украина" и принявший депутатские полномочия 5 апреля 2005 года.

В депутатское кресло Михаил Поживанов пересел из кресла начальника Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Киевской городской государственной администрации. В настоящее время занимает должность заместителя главы Комитета по вопросам европейской интеграции.

ИА REGNUM: Михаил Александрович, вас можно назвать одним из самых молодых депутатов Верховной Рады по времени пребывания в ней. Парламентское кресло вы заняли только в 2005 году. Сложно было втягиваться в законодательный процесс в последний год нынешнего созыва?

- Нет, если учесть, что я был народным депутатом Украины второго созыва полностью все четыре года. К тому же, люди, практически, не поменялись. Например, в секретариате, осталось много знакомых людей, с кем приходилось работать раньше. Да и депутатский корпус, по большому счету, меняется постоянно где-то на одну треть. Как минимум 100-150 народных депутатов остались те, с кем я тогда работал. Кроме того, многих людей я знал еще и по работе в мэрии, поскольку столица - это столица, и со многими приходилось решать те или иные вопросы. Правда, как правило, решать доводилось не проблемы, которые стояли перед городом, а наоборот - мне приходилось решать проблемы народных депутатов в городе Киеве.

ИА REGNUM: То есть, опыт работы на посту заместителя мэра столицы вам в Верховной Раде только помогает?

- Я думаю, что быть народным депутатом Украины - это очень почетно. То есть, быть человеком, от позиции которого в очень многом зависит будущее страны. Хотя, к сожалению, ты не всегда можешь реально влиять на окончательное решение всей Верховной Рады Украины. Только уже со следующей каденции, когда будут избраны депутаты полностью от партий, и партии обязаны будут в течение месяца после выборов сформировать парламентское большинство, я надеюсь, что, действительно, можно будет реально влиять на политику в государстве.

ИА REGNUM: Некоторые украинские политики уже высказали свое мнение о том, что новый парламент и, соответственно, парламентское большинство будет состоять из Партии Регионов, коммунистов и прогрессивных социалистов. Ваши прогнозы?

- Абсолютно не верю в это. Я на сто процентов уверен, что, скажем, те партии, которые называют себя сегодня оппозицией, в социологическом разрезе на данный момент имеют свой наивысший рейтинг, который они могли бы вообще реально иметь. Это касается и коммунистов, и социал-демократов, и Регионов, и Литвина. Их рейтинг с ходом предвыборной кампании будет только падать.

ИА REGNUM: Почему?

- Потому, что он (рейтинг - ИА REGNUM) поднялся искусственно за счет распада, так называемой, пропрезидентской команды. То есть, вся пропрезидентская команда опустилась в самый низ. Все, что можно было потерять, она потеряла, и теперь - будет только набирать. А их оппоненты, за счет этого - набрали максимум. Но я не думаю, что те же Регионы реально наберут прогнозируемый им процент голосов. Хотя коммунисты останутся примерно на том же уровне, поскольку все, что происходит сейчас в стране, на них, практически, не отразится. Вот те, 4-5 процентов, которые у них есть - это стойкие электоральные ленинцы, которые будут их и на этот раз поддерживать. А что касается Регионов, то я прогнозирую, что каждый месяц они будут терять 1,5-2,5 процента. Соответственно, из тех 22-24 процентов голосов, которые им сегодня рисуют все социологические службы, до 26 марта они потеряют порядка 8 процентов, и реально выйдут на 12-15 процентов.

Лидером, скорее всего, будет Блок "Наша Украина". Этот блок может потерять либо не добавить к имеющимся на сегодняшний день12-14 процентам голоса лишь в том случае, если формирование блока не будет перенесено командным методом на региональные выборы. Если же они позволят на региональном уровне проводить самостоятельное блокирование партий-участников своего блока - это будет отнимать голоса, поскольку избирателям будет очень сложно объяснить, почему люди идут в блоке политических партий "Наша Украина", а допустим, в Житомирской области промышленники и предприниматели, "Собор", Народный Рух, КУН и Народный союз "Наша Украина" идут отдельно и призывают голосовать каждый за себя. Люди будут говорить о том, что вы не умеете быть единой командой, и мы за вас не будем голосовать. В данной ситуации первое место займет БЮТ (Блок Юлии Тимошенко - ИА REGNUM). Если Народный союз "Наша Украина" и, в целом, Блок "Наша Украина" сумеет добиться организации полностью по всей Украине проведения выборов в блоковой системе, то это полностью решит проблему, и блок политических партий "Наша Украина" возьмет порядка 25-27 процентов голосов и порядка 12-14 - будет у Юлии Тимошенко. В противном же случае - эта цифра просто поменяется местами.

ИА REGNUM: Сегодня многие считают, что, "оранжевая" команда объединиться уже никогда не сможет.

- Я думаю, что это не правда. Эти слухи распускают определенные политтехнологи. Я уверен, что абсолютно любые команды могут объединиться, и, скажем, у "оранжевой" команды для объединения больше плюсов, чем минусов. Думаю, еще три месяца назад вряд ли кто-то мог сказать в Германии, что Шредер и Меркель будут формировать совместно правительство, и что Ангела Меркель будет канцлером Германии. Ведь эти две политические силы не просто с разной идеологией, они шли лоб в лоб друг на друга. Но после того, как они прошли в парламент, а у них тоже существует положение, что в течение месяца они должны сформировать большинство и утвердить кандидатуру канцлера Германии, они все это сделали. Поскольку на новые выборы никто идти не хочет. То же самое будет и у нас. Поэтому, когда говорят о подобных вещах - это или кто-то кого-то пугает, или отрабатывает какие-то политтехнологические приемы. Никогда еще в истории Независимой Украины избранные народные депутаты собственными руками не доводили дело до самороспуска. Мы можем вспомнить даже перевыборы Кравчука, когда его заставили раньше срока сложить свои полномочия, но парламент при этом свои полномочия полностью оставил и себя не переизбирал.

Я также прекрасно помню, когда был депутатом второго созыва, принятие Конституции Украины. Как только пошел слух о том, что, если мы не примем Конституцию до 1 июля, Кучма распустит парламент - и этот документ был принят. В ту конституционную ночь остались и голосовали все. И Мороз, который все делал для того, чтобы тогда Конституцию в том виде не принимать, и даже коммунисты, которые громче всех кричали - давали нужное количество голосов, правда, оставляя запас, чтобы можно им было дальше кричать, что за часть каких-то статей они все же не голосовали. Но в целом - дали 313 голосов. И это - очередной подтверждающий факт, что самораспускаться парламент никогда не будет. В течение месяца или за одну ночь, может быть, не в самых лучших формах, но большинство в парламенте будет создано, и это большинство сформирует новое правительство, за которое будут держаться все, кусая друг друга, вырывая друг у друга кусочек этого пирога, влияния и всего остального, но оно будет, оно будет работать и оно будет пропрезидентским.

ИА REGNUM А то знаменитое заявление Леонида Кучмы о роспуске парламента, на самом деле, настолько испугало депутатов, что они были готовы на все, что угодно?

- Мне трудно говорить о всех. Лично я спокойно к этому относился. Может быть потому, что у меня был определенный запас. Поскольку тогда еще не было Конституции, которая ограничивала бы совмещение депутатского мандата - я был и городским головой Мариуполя, и народным депутатом Украины. Поэтому меня это совершенно не испугало, и я голосовал по каждой статье Конституции так, как считал это необходимым. В результате по многим позициям моя позиция совпала с большинством. В частности, я считал, что Конституцию принимать необходимо. Но из числа тех фракций и народных депутатов, которые просто тупо кричали, допустим, относительно того же русского языка как второго государственного, и проголосовавшие первоначально за данное решение 232-ю голосами - к утру в целом проголосовал лишь один. Если бы тогда эти 232 депутата уперлись и не голосовали - Конституции не было бы. А она есть. И не с той нормой, которую они хотели. Это и есть ответ на ваш вопрос.

ИА REGNUM: Недавно Леонид Кравчук от СДПУ(о), Владимир Зубанов от партии Регионов и коммунист Юрий Соломатин объявили о желании объединить свои антинатовские законы в один общий законопроект. Ваше мнение об этом, как заместителя главы Комитета по вопросам европейской интеграции?

- Мы рассматривали этот законопроект Зубанова на Комитете. При одном голосе "за" в поддержку его предложения, все остальные члены комитета проголосовали против, и признали, что этот закон неприемлем. Во-первых, он нарушает существующую Конституцию Украины, а во-вторых - принципы внешнеэкономической деятельности Украины, которые были утверждены еще в 1993 году, где определены вопросы относительно нашей европейской интеграции и сотрудничества с североатлантическим блоком. То есть, для того, чтобы рассматривать упомянутые вами предложения, необходимо сначала отменить все предыдущие документы. Соответственно мы Зубанову отказали.

ИА REGNUM: Однако перечисленные депутаты аппелируют тем, что в 1991 году народ Украины на Референдуме заявил, что наша страна должна быть внеблоковой.

- Нет. Они ссылаются на декларацию еще 1990-го года УССР, то есть, Украинской Советской Социалистической Республики - той страны, которая уже не существует. Поэтому нет никаких юридических оснований даже говорить об этом.

ИА REGNUM: Хорошо, это то, что касается законопроекта Зубанова, а можете прокомментировать документы, которые разработали Кравчук и Соломатин?

- Не могу, потому, что я их не видел. Но я думаю, что они, скорее всего, просто дополнили законопроект Зубанова и сделали какой-то общий, чтобы показать, что это исходит не от одной фракции, а от нескольких политических сил. Это очень часто делается. Скажем, я подавал Постановление от своего имени по 60-летию Организации Объединенных Наций. Поменяли два предложения местами, но в соавторы дописали полкомитета по вопросам иностранных дел. Однако поскольку для меня был важен вопрос не авторства, а чтобы это прошло - я тут же согласился. Такое очень часто бывает не только в комитетах, но и у тех депутатов, которые сами не способны написать законопроект, а их депутатская деятельность все-таки оценивается по каким-то баллам за счет того, что они персонально могут подготовить законопроект. И они наращивают свои мышцы за счет кого-то другого. То же самое происходит и здесь.

ИА REGNUM: Если не ошибаюсь, именно вы были инициатором увеличить проходной барьер на предстоящих парламентских выборах до 7 процентов.

- Да. Говоря откровенно, 7 процентов я ставил для того, чтобы потом можно было пойти на компромисс, и остановиться на пяти или, в крайнем случае, вернуться к четырем процентам. К сожалению, этого не произошло. Литвин так и не вынес данный законопроект на рассмотрение Верховной Рады. Ну а на сегодня он, практически, потерял свою актуальность, поскольку избирательная кампания уже началась.

ИА REGNUM: В чем, на ваш взгляд, могла быть причина такого поведения спикера Владимира Литвина?

- Я думаю, в тех результатах социологических опросов, которые есть на сегодняшний день. Потому, что неоднозначная оценка его кандидатуры и его партии от опроса к опросу колеблется от 3 до 6-7процентов. А это говорит о нестабильности, то есть, реально он может остановиться просто на 3 процентах и все.

ИА REGNUM: Сегодня, пожалуй, самый обсуждаемый вопрос и, прежде всего, у политиков - газовый. Лидер прогрессивных социалистов Наталья Витренко на днях даже заявила о том, что украинцы для того, чтобы пережить зиму, активно запасаются дровами и буржуйками.

- Я думаю, что она как всегда играет роль Владимира Вольфовича в юбке. Ничего другого здесь нет. И игра рассчитана больше на российский электорат, чем на украинский.

ИА REGNUM: Тем не менее, на ваш взгляд, как сегодня обстоят дела в данной ситуации?

- На мой взгляд, на данный момент просто замечательная ситуация. На сегодняшний день Украина добывает не многим более 20 миллиардов кубов газа. На жилье граждан тратится порядка 14 миллиардов. На всю жилищно-коммунальную сферу необходимо порядка 24 миллиардов кубов газа. Себестоимость нашего газа не превышает 30 долларов за тысячу кубов, то есть, меньше, чем сегодня реально отпускает "Нефтегаз" для жилищно-коммунального хозяйства. Другими словами, эту сферу мы полностью закрываем своими объемами добычи газа.

Действительно, существует проблема в промышленности, но и она может быть решена несколькими путями. Один из них - повышение стоимости за транзит российского газа через нашу территорию, и соответственно, увеличение цены на газ, а после - государство будет компенсировать промышленным предприятиям разницу за счет увеличенной цены транзита. То есть, будет сегодня цена на газ не 50 долларов, а где-то в среднем - 80-90 долларов, не зависимо от той максимальной цены, которая будет предложена российской стороной.

Другой путь - вообще отпустить нашу промышленность, и разрешить ей, снять монополию "Нефтегаза". Сказать: "Ребята, у "Нефтегаза" есть объемы газа по цене 220 долларов. В добрый путь! Идите в Российскую Федерацию, в "Газпром", заключайте свои прямые договора на поставки газа". Допустим, ахметовская группировка СКМ, владеющая сегодня комбинатом "Азовсталь", который делает штрипс для производства нефтегазовых труб высокого давления. У них же в группе Харцизский трубный завод, который эти трубы делает. А практически все нефтегазопроводы высокого давления в Российской Федерации сделаны из труб харцизского завода. То есть, СКМ в этой ситуации может играться ценой. Конечно, если россияне захотят, то могут отказаться от их труб, и смогут брать их в Германии или в Японии. Однако там цена в полтора-два раза дороже. То есть, соответственно балансируя своими ценами на трубы, они могут договориться о поставках газа не по той цене, которую будет получать государство. И соответственно свой холдинг Ахметов может обеспечить более дешевым газом и быть конкурентоспособным. Точно также, определенным спросом в Российской Федерации на сегодняшний день пользуются оцинкованный лист, гарячекатанные и холоднокатаные рулоны комбината Ильича и "Запорожстали". То же самое - пожалуйста, договаривайтесь.

Наша продукция на сегодняшний день более конкурентоспособная в силу целого ряда причин - у нас более дешевое сырье, до определенного времени были более дешевые транспортные перевозки, а также у нас более дешевая рабочая сила. Скажем, если у нас сталевар получает в среднем где-то 600-700 долларов, то российский сталевар меньше 1000 долларов сегодня уже не получает. Это все складывается в себестоимость.

Я думаю, что наши химические предприятия также могли бы самостоятельно напрямую выходить и работать с Российской Федерацией, создавать свои торговые дома, может быть, даже совместно с россиянами реструктуризировать свои уставные фонды. Ведь сегодня, практически, все эти предприятия принадлежат либо бывшим директорам, либо сформировавшимся олигархическим кланам. Поделятся с россиянами акциями, с тем же "Газпромом", и взамен - будут получать по нормальной цене газ, и тоже будут конкурентоспособными. Это все экономика! Они все посчитают и они выживут. Никуда они от своих активов не денутся. Роль же государства - сохранить уровень заработной платы, следить за реальной рентабельностью предприятия и выполнением колдоговоров. Поэтому я здесь проблемы абсолютно не вижу. И плюс - это заставит в ближайшее время сделать то, что данные промпредприятия не делали в течение 14 лет - заняться энергосбережением.

На сегодняшний день, если сравнить металлургические и химические заводы Российской Федерации и Украины, то мы увидим, что украинские очень сильно проигрывают. Практически, во всем СНГ мартеновское производство осталось только у нас. Разливка стали в изложницы осталась только у нас. Все перешли на непрерывную разливку стали. А это все дает разницу в 12-15 процентов выхода годного по металлургии. Конечно, это все сказывается и на расходах газа, а также всего остального. Решить же эту проблему можно очень быстро. Технология существует, оборудование существует, подписали контракт - и вперед! В течение года это все поставить и сделать. Поэтому я проблемы абсолютно не вижу. Более того, спасибо Российской Федерации, что главный менеджер "Газпрома" Владимир Путин сделал очень большое добро. Мы помним Тузлу, которая объединила весь украинский народ. И новое решение Путина приведет к тому, что мы опять объединим весь украинский народ. Мы ему говорим за это огромное спасибо. Его действия мне совершенно понятны - ему осталось всего два с половиной года быть президентом, и он хочет быть генеральным менеджером "Газпрома" уже не государственного, а которым, скорее всего, он будет владеть персонально всю свою последующую свою жизнь. И этот шантаж, который он начал осуществлять, был только с одним условием или, другими словами, цель стояла только одна - забрать газотранспортную систему Украины. Украина же покажет, что она выживет без того, чтобы ее отдавать. И все. В результате мы только выиграем от этого, а Путин - опять проиграет.