Надзорный (мониторинговый) комитет ПАСЕ сегодня, 23 ноября, после долгих дебатов принял решение о прекращении процедуры постмониторинга в отношении Латвии. Подробности корреспонденту ИА REGNUM рассказал член латвийской делегации в ПАСЕ, председатель подкомитета по правам меньшинств Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ, депутат Сейма Латвии от Партии народного согласия Борис Цилевич. "Докладчик, председатель комитета Георгий Фрунда предлагал продолжить постмониторинговый диалог, но после бурной и продолжительной дискуссии было принято компромиссное решение: диалог закрыть, но сформулировать ряд остающихся проблем, так сказать домашнее задание для Латвии, - пояснил Цилевич. - Этот список будет подготовлен к следующему заседанию комитета в декабре текущего года". По словам Цилевича, в нем могут быть обозначены проблемы, на которые господин Фрунда обратил внимание во время своего последнего визита в Латвию: "Это может касаться оговорок при ратификации Латвией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств или деклараций, как их назвало правительство, а также облегчения условий натурализации и т.д. Но это только мои предположения".

Корреспондент ИА REGNUM попросил Цилевича прокомментировать уже распространенную в Латвии "победную" информацию, что отмена процедуры постмониторинга означает выполнение Латвией главных условий в сфере защиты национальных меньшинств. "Ничего удивительного: пропаганда всегда существует, - заметил член ПАСЕ. - Но и в выступлениях и в решении комитета мысль звучала абсолютно однозначно: прекращение пост мониторингового диалога абсолютно не означает, что проблем больше не осталось. И мнения насчет того, насколько Латвия выполнила условия, сформулированные в резолюции ПАСЕ номер 1236 от 2001 года, высказывались разные. В частности я обратил внимание на то, что согласно резолюции Латвия должна была ратифицировать Рамочную конвенцию и привести в соответствие с этой конвенцией Закон о государственном языке. Этого не было сделано. Вместо того, чтобы изменить языковое законодательство, Латвия приняла оговорку к соответствующей статье конвенции, таким образом, просто уклонясь от ее выполнения". Борис Цилевич также предлагает не забывать, что данный мониторинг - политический: "В свою очередь МИД Латвии очень хорошо поработало: многие члены комитета говорили, что на них выходили латвийские послы и всячески уговаривали поддержать прекращение постмониторинга". По словам члена ПАСЕ, из более, чем 80-ти членов Надзорного комитета в заседании участвовала примерно четверть, представленная главным образом правыми депутатскими группами, в том числе и из стран Прибалтики.

"Мы достигли максимума того, чего можно было достичь в рамках мониторинговой процедуры, - добавил Цилевич, имея в виду оппозицию. - То есть даже рекомендации Евросоюза перед вступлением Латвии в ЕС все-таки не привели к ратификации Рамочной конвенции, а мониторинг привел. И не смотря на то, что конвенция ратифицирована в несколько урезанном варианте, сама ратификация открывает возможности другого уже чисто юридического мониторинга - по выполнению Рамочной конвенции. А это уже не политическая процедура: этим занимаются не политики, а эксперты, консультативный комитет. Думаю, что достичь большего в рамках мониторинговой процедуры, учитывая все обстоятельства, вряд ли было возможным. Сегодня Мониторинговый комитет занимается государствами с намного более горячими проблемами: Албанией, Боснией, Сербией, Азербайджаном, Грузией. На этом фоне Латвия выглядит достаточно прилично. Поэтому я бы не делал никакой трагедии из этого решения: оно компромиссное и максимум возможного мы достигли".