Заместитель директора Государственной инспекции железных дорог Маргус Метсалу (Margus Metsalu) сообщил ИА REGNUM, что принято решение о передаче значительной части грузопотоков, проходящих по железной дороге от бывшего монополиста на рынке перевозок нефти и владельца инфраструктуры железной дороги - Eesti Raudtee, зарегистрированным в Эстонии фирмам, контролируемым российским бизнесом (Spacecom, Westgate Transport O, Russian-Estonian Rail Services). Эти изменения касаются в основном грузов, направленных на терминалы морских портов в Маарду и Мууга. Метсалу отказался назвать точные пропорции перераспределения, заявив, что предстоит уточнить окончательные цифры, но признал, что наиболее "обиженной стороной" оказалась Eesti Raudtee, потерявшая значительную часть своих прежних объемов.

Eesti Raudtee является совместной фирмой эстонского государства и американских инвесторов, купивших акции Эстонских железных дорог в ходе приватизации данной сферы народного хозяйства Эстонии. Согласно договору о приватизации, в качестве обеспечения возврата инвестиций Eesti Raudtee сохраняла монопольное право на осуществления перевозок транзитных грузов до 2004 года. С 2004 года Eesti Raudtee была обязана открыть рынок перевозок для свободной конкуренции другим фирмам, владельцам подвижного состава, предоставив доступ к получению услуг принадлежащей Eesti Raudtee инфраструктуры железной дороги. Напомним, что первой из эстонских фирм этим правом воспользовалась фирма Spacecom, входящая в российский холдинг "Северстальтранс". Получение этой фирмой права перевозок 1/5 грузов от объема пропускной способности железной дороги привело к первому конфликту с Eesti Raudtee, вылившемуся в ряд судебных исков. Eesti Raudtee объявила своего самого крупного клиента АО "Spacecom" ненадежным партнером, прервав договор с этой железнодорожной фирмой. Официальным предлогом для этого стали неоплаченные счета. По словам генерального директора Eesti Raudtee Кристофера Ааднесена, общая задолженность Spacecom могла достигнуть 35 миллионов крон. Spacecom признавал, что оплачивает счета Eesti Raudtee частично, поскольку размер выставленных сумм, по их мнению, был больше, чем позволяет закон, и подал иск против Eesti Raudtee в Таллиннский окружной суд с целью добиться установления правомочной платы за покупаемую услугу. Таким образом, решение государства о передаче почти пятидесяти процентов пропускной способности эстонских железных дорог контролируемым российскими предпринимателями фирмам углубит конфликт с американскими инвесторами, которые уже заявили, что подобная политика государства может привести к срыву инвестиционного плана развития железнодорожной отрасли Эстонии. Примечательно, что при принятии решения государство в лице министерства экономики и коммуникаций хотя и является собственником значительного пакета акций Eesti Raudtee, содействовало сокращению ее доли на рынке.

В интервью корреспонденту ИА REGNUM руководитель транзитной фирмы Spacecom Олег Оссиновский заявил, что доволен принятым инспекцией решением, хотя решение это является не окончательным, а предварительным: "Мы в целом довольны, но только в том случае, если все стороны процесса останутся довольны. ЭЖД недовольна и, наверняка, будет предлагать свой вариант. Поэтому мы не спешим радоваться". Он не смог уточнить параметры соотношений распределенных транзитных потоков между всеми участниками рынка, но сообщил, что на долю Spacecom запланирована треть общего количества, или около 33%: "Это по цифрам сегодняшнего дня. Весь объем транзита достигает 42 млн. тонн в год, но в перспективе может увеличиться до 48 млн. тонн". Оссиновский сообщил, что фирма предлагала занять транзитом 13 железндорожных линий, инспекция предлагает двенадцать: "Это меньше нашего предложения, но тоже неплохо". Spacecom уже уведомил инспекцию, что доволен предложениями. Оссиновский признал, что фирма координирует действия со своим клиентом и участником данного раздела Russian-Estonian Rail Services, с остальными участниками процесса активной связи не поддерживается. По мнению главы Spacecom, непривычно жесткое по отношению к железнодорожному монополисту решение инспекция приняла в тесном сотрудничестве с министром экономики реформистом Андрусом Ансипом (Andrus Ansip), который аргументировал решение малой эффективностью деятельности Eesti Raudtee в данном сегменте услуг и низкими прибылями фирмы. "Соперники Eesti Raudtee предложили лучше обоснованные предложения по транзитным потокам, это тоже сыграло свою роль", - отметил Ансип.

Однако, пресс-секретарь Eesti Raudtee Прийт Кофф (Priit Koff) попросил корреспондента ИА REGNUM не торопить события, а конкурентов - не спешить с выводами: "Это не решение, а предложение, которое требует согласований со всеми сторонами. Мы продолжаем консультироваться с инспекцией и надеемся на благоприятный для себя исход". Кофф признал, что Eesti Raudtee не устраивают предложения инспекции в их нынешнем виде. Он отказался ответить на вопрос, когда следует ждать решения вопроса, переадресовав вопрос инспекции.

По данным корреспондента ИА REGNUM, планируемое распределение транзитных потоков по железной дороге Эстонии вступит в силу с 1 июня 2005 года и продлится до конца мая 2006 года. В 2004 году общий объем нефтетранзита в Эстонии по железной дороге составил 42,38 млн. тонн (международные перевозки - 39,3 млн. тонн), из которых 17 млн. тонн прошли границу через железнодорожный узел в Нарве, 10,5 млн. тонн - через Печоры, 3,5 млн. тонн - через Валга.