День 5 ноября для ряда регионов Приволжского федерального округа был ознаменован "атомной паникой", связанной с противоречивой информацией, поступавшей из Балаково (Саратовская область), где прекратилась работа одного из энергоблоков-тысячников местной АЭС.

Отметим, что с точки зрения антитеррористических мер, чрезвычайно высокую значимость имеют четкие и слаженные действия соответствующих ведомств и региональных властей, в том числе и направленные на своевременное информирование населения и предотвращение паники. К сожалению, в данном случае готовность к экстремальной ситуации оказалась очень низкой. В течение нескольких часов панические настроения нарастали и распространялись как снежный ком.

Особенное удивление вызывает позиция Федеральной службы по атомному надзору. Если в МЧС РФ журналисты могли получить стандартный ответ о том, что ничего особенного на Балаковской АЭС не происходит, то телефон отдела по связям с общественностью ФСАН в течение дня не отвечал, таким образом пресса не имела возможности получить оперативный комментарий, чтобы донести его до читателей. Лишь под вечер пресс-служба Федеральной службы обнародовала краткое сообщение:

"04.11.2004 в 1:23 энергоблок № 2 Балаковской АЭС был остановлен действием аварийной защиты реактора, срабатывание вызвано неплотностью трубопровода питательной воды парогенератора № 4. Нарушений пределов безопасной эксплуатации не было. Изменений радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне Балаковской АЭС нет".

Таким образом, к 17 часам все уполномоченные ведомства на разных уровнях уже опровергли информацию об атомной аварии. После этого цепная реакция паники пошла на убыль, однако, по данным, поступающим из регионов Поволжья, спокойствие и уверенность еще не восстановлены.

В первой половине дня сети Интернет был создан анонимный сайт, создатели которого (очевидно, жители Самары) утверждают: "Все что говорят власти - ВРАНЬЕ! АВАРИЯ БЫЛА!" Далее сообщается о выбросе радиоактивного газа, четверых погибших и 18 получивших ожоги паром сотрудниках Балаковской АЭС.

Сайт проиллюстрирован старыми фотографиями, поданными как репортаж с места события.

Между тем, согласно последнему сообщению пресс-службы Балаковской АЭС, 4 ноября была обнаружена течь чистой обессоленной воды для питания парогенераторов энергоблока № 2. Трубопровод находится в машинном зале в зоне постоянного обслуживания. Никаких протечек пара и воды в окружающую среду не было. Энергоблок № 2 остановлен для ремонта трубопровода в соответствии с поданной и разрешенной вышестоящей организацией заявкой.

В настоящее время трубопровод отремонтирован, получено разрешение от вышестоящей организации и Госатомнадзора на пуск энергоблока. Ceйчac ведутся работы по подготовке энергоблока № 2 к пуску.

Естественный радиационный фон на территории станции и в помещениях блока без изменений.

Возможно, причиной волнения и появления панических слухов стало то, что накануне аварии, 3 ноября, на станции проводились плановые командно-штабные учения по отработке действий персонала при условном нарушении.

Как сообщает пресс-служба АЭС, об учениях в установленном порядке были проинформированы администрация Балаковского муниципального образования, главы администраций близлежащих сел Натальино и Матвеевка, балаковское управление по делам ГО и ЧС.

Во время учений была опробована система оповещения в данных населенных пунктах и проведена тренировка эвакуации персонала.

Примечательно мгновенное распространение "атомной" паники и готовность, с которой слухи о катастрофе были подхвачены даже многими руководителями и сотрудниками правоохранительных органов. По всей видимости, этот феномен стал проявлением того скрытого нервного напряжения, в котором российское общество находится после событий в Беслане. По данным ИА REGNUM версия о теракте на Балаковской АЭС не озвучивалась, что говорит о том, что страх перед терроризмом, несмотря на антитеррористическую истерию последних месяцев еще не укоренился. Однако "атомная паника" продемонстрировала глубочайшее недоверие населения к утверждениям властей. Воспоминания о давнем опыте аварии на Чернобыльской АЭС, когда факт опасного для населения выброса радиации замалчивался властями, подкрепленные уже недавними примерами сознательной лжи и дезинформации (от "Курска" до того же Беслана) и стал психологической базой, породившей "атомную панику".